1 Содержание Целевой раздел 3 1.1. Пояснительная записка 3 1. 2. Содержательный раздел 7 2.1. Перспективное планирование в 1 младшей группе (для детей 2-3 лет) 7 2.2. Перспективное планирование во второй младшей группе (для детей 3-4 лет) 9 2.3. Перспективное планирование в средней группе (для детей 4-5 лет) 12 3. Организационный раздел 15 3.1. Учебный план 15 3.2. Материально – техническое обеспечение 16 3.3. Список литературы 16 2 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения. Немаловажную роль при этом играет эмоционально – личностное благополучие ребенка. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, непонимания со стороны взрослых и сверстников приводит к формированию у ребенка чувства тревожности, незащищенности, неуверенности в себе. У этих детей часто наблюдается низкий уровень речевого общения, они агрессивны, не умеют и не желают уступать друг другу, не хотят быть терпимее и доброжелательнее. Эта работа – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. Когда ребенок сам или с родителем в работе изучают свое творение, внутреннее чувство гармонии подсказывает им, какие изменения необходимо внести в работу. Данная программа сформирована в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и позволяет применить «психотерапевтические инструменты» сказкотерапии, игротерапии, терапии песком. Направленность программы Программа дополнительного образования «Волшебная песочница» для детей 2-5 лет направленна на развитие психических процессов и освобождение ребёнка от накопившегося стресса через игры с песком. Программа дополнительного образования «Волшебная песочница» способствует стабилизации эмоционального состояние ребенка, помогает выразить его душевные переживания, освобождает от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения, налаживанию контактов со взрослыми и сверстниками. Создание рисунков двумя руками помогает одновременной работе обоих полушарий головного мозга. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность: Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости. Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми. Новизна программы определяется тем, что в ней практически реализован подход к организации образовательной деятельности с использованием интерактивной песочницы. Перенос традиционных педагогических занятий в интерактивную песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения: 3 - Во – первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. - Во – вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». - В – третьих, в играх с интерактивным песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. - В – четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Занятия в песочнице уменьшают невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях. Интерактивная песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений. Программа способствует: - снятию эмоционального и мышечного напряжения; - профилактике и снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, детских страхов; - формированию здоровой самооценки, уверенности в себе, раскрытию личности ребенка, развитию позитивной Я-концепции, способности к самопринятию; - развитию способности творчески самовыражаться; - развитию мелкой моторики, ощущений; - коррекции неэффективных стилей поведения, изменение их на более продуктивные; - разрешению внутри семейных конфликтов; - преодолению трудностей в общении; - преодолению последствий психологических травм (развод родителей и др.); - преодолению расстройств настроения; - развитию эмоциональной сферы, гуманных чувств, нравственных понятий; - развитию познавательных процессов; - развитию ответственности за свои действия; - адаптации к изменениям в жизни (переход в другую группу, другой детский сад, переезд, рождение в семье второго ребенка и др.). 4 Педагогическая целесообразность Интерактивная песочница – это комплекс, в котором с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озерами и горами, вулканами и долинами. Более 15 встроенных программ, погружающие в тысячи невероятных и увлекательных историй. Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человек, а выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ребенок неоднократно создает свой мир из песка, – разрушает его, – создает новый – снова и снова. Благодаря этому уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит. Занятия в песочнице уменьшают невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях. Предложенная программа педагогически целесообразна, так как сюжетно – тематическая организация занятий включает в себя игры с песком, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний. Формирование чувствительности, активности. Цель программы: коммуникативных способностей, межполушарного взаимодействия, 5 тактильной познавательно Задачи: Обучающие: - познакомить детей с интерактивной песочницей; - познакомить с основными эмоциями (радость, грусть, гнев); - знакомить детей с окружающим миром; - обучить специальным движениям и их выполнение детьми. Развивающие: - формировать у детей доверие к окружающим; - активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам. - развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику; - развивать эмоциональную сферу, уверенность в себе. Воспитательные: - вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; - воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому. Принципы содержания программы: Системность: в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели. Конкретно запланированная тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций. Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях детского сада и в семье: для эффективной реализации программы родители выступают активными участниками педагогического процесса и познания внутреннего мира своего ребёнка. Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлеченности в процессе занятий. Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком материалов, способов работы, и степени активности. Реализация программного материала рассчитана на 3 года. Ожидаемые результаты: Необходимо помнить, что полученные результаты индивидуальны и зависят от целей, поставленных в начале курса: - Улучшится общее эмоциональное состояние ребенка. - Уйдут страхи, негативные эмоции, переживания. - Развитие воображения, творческого потенциала. - Развитие мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики. - Формирование положительных черт характер. 6 2. Содержательный раздел Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости и жизненные успехи. Во многом это зависит от того, как складываются отношения ребёнка с окружающим миром, людьми. Тематическое планирование игр – занятий в интерактивной песочнице включает в себя: - знакомство с материалом; - основы композиции, значение музыки в работе; - разработка сюжета и сценария. Младшая группа (с 2-3 лет) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Месяц Тема Задачи Сентябрь Знакомство с Познакомить с интерактивной песочницей и интерактивной мерами безопасности при работе с песочницей песочницей. Знакомство с принцессой песочной страны Расскажем сказку Спрячь животное Октябрь Запоминай-ка Посчитаем и запомним Расскажем сказку Песочная магия Ноябрь Запоминай -ка Знакомство с фигурами Геометрические фигуры Посчитаем и запомним Знакомство детей с интерактивной песочницей, развивать коммуникативные навыки, развивать мелкую моторику. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, внимание, мышление. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, внимание, мышление. Развивать речь, мелкую моторику рук, расширяем кругозор. Развивать внимательность, логическое мышление. Развивать мелкую моторику, речь, память, мышление Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, снятие напряжения. Развивать речь, внимание, память. Сформировать и закрепить понятие «круг», «квадрат», «треугольник», потренировать сравнивать предметы по форме, цвету и размеру. Сформировать и закрепить понятие «круг», «квадрат», «треугольник», потренировать сравнивать предметы по форме, цвету и размеру, развитие мышления внимания. Развиваем речь, речь, внимательность, логическое мышление, математические 7 Декабрь Январь Февраль Март Сказка на песке «Теремок» «Секретик» (прячем игрушки в песке) «Снежинки летят» (разные способы изображения) «Волшебный город» навыки. Развивать речь, моторику, внимание. Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения. Развивать воображение детей, изображая снежинки разными способами. Развивать моторику пальцев рук, тактильную чувствительность. Развивать навыки коммуникации, нравственные качества, речь, закрепить знания об окружающем мире. «Лесное царство» Закрепить знания об окружающем мире, правила безопасности; развивать речь и внимание. «Машины на доПродолжать учить детей разравнивать песок роге» тонким слоем. Учить убирать лишний песок пальцами рук. «Угадай время Развивать тактильную чувствительность, года» мелкую моторику, внимание, закрепить знания об окружающем мире. «Раскраска Развивать мелкую моторику, тактильную кругами» чувствительность, цветовое восприятие; снять психоэмоциональное напряжение. «Песочная магия» Развивать тактильную чувствительность мелкую моторику; снять психоэмоциональное напряжение. «Ищем Сплотить детей, развивать речь, память, сокровища» внимание, мышление, ориентацию в пространстве. «Логическая Развивать речь, мелкую моторику, логическое раскраска» мышление. «Хорошее Развивать тактильную чувствительность, настроение» мелкую моторику, снять психоэмоциональное (релаксация) напряжение. «Время дня» Развивать речь, мелкую моторику, мышление. «Остров дружбы» Развивать навыки коммуникации и сплотить группу; развивать нравственные качества, речь, мелкую моторику рук; снизить тревожность и снять мышечное напряжение. Сказка на песке Учить детей моделировать ситуацию сказки в «Заюшкина песочнице. Рассказывать сказку, перемещая избушка» игровые материалы по плоскости песочного 8 Апрель Май Июнь ящика. Развивать творческие способности, воображение, речь, умение работать в коллективе. «Животные» Развивать речь, мелкую моторику, память, внимание, мышление. «Ракета» Беседа о космосе. Учить строить ракету, при помощи песка. «Космос» Развивать мелкую моторику, снять психоэмоциональное напряжение. «Космонавты» Продолжать знакомить с космосом, внимание, память, эмоции. «Планеты» Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, цветовое восприятие, снять психоэмоциональное напряжение, познакомиться с планетами. «Животные в Беседа о зоопарке. Развивать речь, внимание, зоопарке» мелкую моторику. «Черепаха» Сплотить детей, развивать речь, мелкую моторику, внимание, мышление, ориентацию в пространстве. «Спрячь Развивать речь, мелкую моторику, расширить животное» знания об окружающем мире. «Морская сказка» Развивать коммуникативных навыков, мелкой моторики рук, закрепление знаний о морских обитателях. «Играем в игры Закреплять полученные навыки, снимать по желанию психоэмоциональное напряжение. детей» 2- младшая группа (с 3-4лет) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Месяц Тема Задачи Сентябрь «Знакомство с Познакомить детей с интерактивной песочницей» песочницей, развивать мелкую моторику. «Знакомство с Развивать коммуникативные навыки, принцессой развивать мелкую моторику. Песочной страны» «Расскажи Развивать речь, мелкую моторику, память, сказку» внимание, мышление. «Спрячь Развивать речь, мелкую моторику рук, животное» память, внимание, мышление. Октябрь «Путешествие в Развивать коммуникативные навыки и Африку» мелкую моторику рук, закрепить знания о 9 Ноябрь Декабрь Январь Февраль животных и видах транспорта. «Создай оазис» Развивать речь, мелкую моторику рук, расширить кругозор. «Запоминай – ка» Речевое развитие, развивать мелкую моторику рук, память, внимание, мышление. «Расскажи Развивать мелкую моторику, фантазию, сказку» память, снятие психоэмоционального напряжения. «Посчитаем и Развивать внимательность, логическое запомним» мышление, знание арифметических действий. «Остров дружбы» Развивать коммуникативные навыки и сплотить группу, развивать нравственные качества, речь, мелкую моторику рук, снять тревожность и мышечное напряжение. «Кто на суше, кто Закрепить знания о животных, развивать в воде?» мелкую моторику и внимание. «Рыбки» Закрепить коммуникативные навыки, речь, мелкую моторику. «Волшебный Речь, снижение тревожности, мелкую городок» моторика. «Дружба» Навыки коммуникации, сплочение группы, речь, мелкой моторика. «Ёлочка» Рассматривание новогодних открыток. Беседа о праздновании Нового года, снятие тревожности, коммуникативные навыки, внимание, мышление. «Паровозик Развивать творческую инициативу и дружбы» самостоятельность, речь и мелкую моторику. «Поменяй цвет Закреплять понятия геометрических фигур геометрической (круг, квадрат, треугольник). Закрепляем фигуры» основные цвета. Речь. Мелкую моторику рук. «Времена года» Закрепить знания о временах года, коммуникативные навыки, снятие тревожности, речь, мелкую моторику рук. «Волшебник» Развивать внимательность, эмоции, зрительная память, речь, мелкая моторика рук. «Что подарили Развивать внимание, память, мышление, гости?» эмоции. «Светофор наш друг!» Учить слушать рассказ о светофоре. Учить называть цвета светофора в правильном 10 Март Апрель Май порядке. Рисовать светофор на песке при помощи кисточки, развивать мелкую моторику, память, внимание. Продолжение Продолжать знакомить со светофором. знакомства со Учить Правила дорожного движения. светофором Строить проезжую часть и надземный переход из конструктора на песке, развивать творческую инициативу, мелкую моторику, речь. «Волшебный Развивать коммуникативные навыки и город дружбы» сплотить группу, развивать нравственные качества, речь, мелкую моторику рук, снять тревожность и мышечное напряжение. Игры по замыслу Закреплять полученные навыки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность Мы идем в Учить отличать хищников от травоядных зоопарк животных. Развивать внимание память креативное мышление. Рисуем цветы для Развиваем мелкую моторику рук, память, мамы на песке мышление. Снятие тревожности, мышечного напряжения. Закрепляем умение работать в коллективе. Путешествие по Развиваем фантазию, память, креативное сказкам мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук. Вулкан Закрепляем понятие вулкан, как природное явление. Развиваем интерес, мышление. Ракета. Беседа о космосе, космических ракетах, Космонавты космонавтах. Развиваем интерес, речь, мелкую моторику, память. Нарисуй Развивать творческую инициативу, картинку самостоятельность, речь, память, мелкую моторику рук. Придумай сказку Закрепляем знания о диких и домашних (при помощи животных, внимание, память, резиновых коммуникативные навыки, эмоции. игрушек) Путешествие в Развиваем творческую инициативу, память, город мечты мелкую моторику, умение работать в коллективе. Обыгрывание Развиваем память, мышление, сказки «Колобок» коммуникативные навыки, эмоции, умение работать в коллективе. 11 «Цветной песок» (поменяй цвет) «Цирк» Разные профессии Июнь «Игры разные нужны, игры разные важны.» Закрепляем знания о цветах, развиваем речь, память, эмоции, мелкую моторику. Закрепляем знания о профессиях в цирке, названия животных, умение работать в команде, речь, мышление, память. Уметь рассказывать о некоторых профессиях (фермер, доярка, повар, водитель). Развиваем мышление, речь, мелкую моторику. Закреплять полученные навыки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Развиваем эмоции, мышление, коммуникационные навыки. Средняя группа (с 4-5 лет) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Месяц Тема Задачи Сентябрь «Знакомство с Развивать коммуникативные навыки, принцессой развивать мелкую моторику. Песочной страны» «Поиск Речевое развитие, мелкой моторики рук, сокровищ» ориентация в пространстве, память. «Песочная магия» Развивать тактильную чувствительность, снятие психоэмоционального напряжения. «Спрячь Развивать речь, мелкую моторику рук, животное» память, внимание, мышление. Октябрь «Путешествие в Развивать коммуникативные навыки и Африку» мелкую моторику рук, закрепить знания о животных и видах транспорта. «Создай оазис» Развивать речь, мелкую моторику рук, расширить кругозор. «Запоминай – ка» Речевое развитие, развивать мелкую моторику рук, память, внимание, мышление. «Расскажи Развивать мелкую моторику, фантазию, сказку» память, снятие психоэмоционального напряжения. Ноябрь «Посчитаем и Развивать внимательность, логическое запомним» мышление, знание арифметических действий. «Остров дружбы» Развивать коммуникативные навыки и сплотить группу, развивать нравственные качества, речь, мелкую моторику рук, снять тревожность и мышечное напряжение. 12 Декабрь Январь Февраль «Кто на суше, кто Закрепить знания о животных, развивать в воде?» мелкую моторику и внимание. «Рыбки» Закрепить коммуникативные навыки, речь, мелкую моторику. «Волшебный Речь, снижение тревожности, мелкую городок» моторика. «Дружба» Навыки коммуникации, сплочение группы, речь, мелкой моторика. «Ёлочка» Рассматривание новогодних открыток. Беседа о праздновании Нового года, снятие тревожности, коммуникативные навыки, внимание, мышление. «Паровозик Развивать творческую инициативу и дружбы для самостоятельность, речь и мелкую детей» моторику. «Поменяй цвет Закреплять понятия геометрических фигур геометрической (круг, квадрат, треугольник). Закрепляем фигуры» основные цвета. Речь. Мелкую моторику рук. «Времена года» Закрепить знания о временах года, коммуникативные навыки, снятие тревожности, речь, мелкую моторику рук. «Волшебник» Развивать внимательность, эмоции, зрительная память, речь, мелкая моторика рук. «Что подарили Развивать внимание, память, мышление, гости на день эмоции. рождение?» «Светофор наш Учить слушать рассказ о светофоре. Учить общий друг!» называть цвета светофора в правильном порядке. Рисовать светофор на песке при помощи кисточки, развивать мелкую моторику, память, внимание. Продолжение Продолжать знакомить со светофором. знакомства со Учить Правила дорожного движения. светофором Строить проезжую часть и надземный переход из конструктора на песке, развивать творческую инициативу, мелкую моторику, речь. «Волшебный Развивать коммуникативные навыки и город дружбы сплотить группу, развивать нравственные нашей» качества, речь, мелкую моторику рук, снять тревожность и мышечное напряжение. Игры по замыслу Закреплять полученные навыки. Развивать 13 Март Апрель Май Июнь творческую инициативу и самостоятельность Идем в зоопарк Учить отличать хищников от травоядных животных. Развивать внимание память креативное мышление. Цветы для мамы Развиваем мелкую моторику рук, память, на песке мышление. Снятие тревожности, мышечного напряжения. Закрепляем умение работать в коллективе. Путешествие по Развиваем фантазию, память, креативное сказкам мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук. Вулкан Закрепляем понятие вулкан, как природное явление. Развиваем интерес, мышление. Ракета. Беседа о космосе, космических ракетах, Космонавты космонавтах. Развиваем интерес, речь, мелкую моторику, память. Нарисуй Развивать творческую инициативу, картинку самостоятельность, речь, память, мелкую моторику рук. Придумай сказку Закрепляем знания о диких и домашних (при помощи животных, внимание, память, резиновых коммуникативные навыки, эмоции. игрушек) Путешествие в Развиваем творческую инициативу, память, город мечты мелкую моторику, умение работать в коллективе. Обыгрывание Развиваем память, мышление, сказки «Колобок» коммуникативные навыки, эмоции, умение работать в коллективе. «Цветной песок» Закрепляем знания о цветах, развиваем речь, (поменяй цвет) память, эмоции, мелкую моторику. «Цирк» Закрепляем знания о профессиях в цирке, названия животных, умение работать в команде, речь, мышление, память. Разные Уметь рассказывать о некоторых профессии профессиях (фермер, доярка, повар, водитель). Развиваем мышление, речь, мелкую моторику. «Игры разные Закреплять полученные навыки. Развивать нужны, игры творческую инициативу и разные важны.» самостоятельность. Развиваем эмоции, мышление, коммуникационные навыки. 14 3. Организационный раздел 3.1. Учебный план Направление Образовательные области Образовательная услуга Социально – педагогическая Социально – Волшебная коммуникативное песочница развитие Познавательное развитие Количество образовательной деятельности в месяц Продолжительность образовательной деятельности Объем нагрузки в неделю (количество) 1-я 2-я Средняя младшая младша я 2 2 2 8 15 мин. ВСЕГО ЗАНЯТИЙ В ГОД: 8 15 мин. 8 20 мин. 80 Данная программа ориентирована на детей 2-5 лет со сроком реализации в 3 года. Формы занятий – групповая. Режим занятий – 2 раза в неделю по 1 учебному часу с перерывом 10 минут, итого 80 часов в год. Реализация программного материала рассчитана на 3 года. Форма работы с детьми Задачи и содержание работы - Слушание - Говорение - Выполнение Форма организации - Групповая (индивидуальная) - Групповая (индивидуальная) - Групповая (индивидуальная) Объем времени и занятий 1/3 занятия 1/3 занятия 1/3 занятия Занятия с детьми проводятся с учётом индивидуальных особенностей детей. В занятия включены элементы: музыкотерапии, сказкотерапии, песочной терапии, игротерапии, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными формами и средствами общения, открытого отношения к окружающему миру, выражению активной познавательной позиции, инициативности и независимости в суждениях, для полноценного развития эмоционального интеллекта. Во время работы необходимо создать естественную среду для работы с ребенком (важен комфорт ребенка), узнать с каким персонажем ребенок хочет поработать («оживление» персонажа), и наконец, реальное «проживание», 15 проигрывание всевозможных ситуаций, историй, сказок, песенок, музыки вместе с героями. Занятия можно проводить как с группой детей, так и индивидуально. Главное комфорт ребенка и его желание работать с песком. 3.2. Материально – техническое обеспечение Для реализации программы в МАДОУ выделен кабинет с соответствующей учебно – материальной базой, отвечающий санитарно – гигиеническим требованиям, с хорошим освещением, вентиляцией, с естественным доступом воздуха. Перечень основного оборудования, необходимого для реализации программы: - ноутбук; - интерактивная песочница; - контейнер для кинетического песка; - кинетический песок; - наборы игрушек; - музыкальное сопровождение (аудио сказки, музыкальные файлы, мультфильмы). 3.3. Список литературы 1. Бабина Н. 600 практических совета для родителей. Ребенок 0 до 9 лет. М., 2002. 2. Борба Мишель. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться: Пер. С англ. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2006. – 320с. 3. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. №2. – с. 2 4. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоциональноволевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50 5. 3. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. - №5. – с. 26 6. Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д. «Чудеса на песке». Практикум по песочной терапии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - СПб. Изд. «Речь», 2007г. 7. Н.В. Козуб, Э.И. Осипук «В гостях у песочной Феи». Организация педагогической песочницы и игр. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольного учреждения. СПб. Изд. «Речь», М. «Сфера» 2011г- 61 Принята Педагогическим советом протокол № 1 от 01 сентября 2023 г. 16