Содержание Целевой раздел Пояснительная записка Содержательный раздел Перспективное тематическое планирование занятий в старшей группе Содержание занятий в старшей группе Перспективное тематическое планирование занятий в подготовительной группе 2.4. Содержание занятий в подготовительной группе III Организационный раздел 3.1. Учебный план 3.2. Методическое обеспечение программы 3.3. Педагогическая диагностика 3.4. Список литературы Приложения I 1. II 2.1. 2.2. 2.3. 3 8 10 13 15 18 19 22 24 25 2 I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Дополнительная общеразвивающая программа «Мультстудия «Пластилин» художественной направленности, адресована детям дошкольного возраста 5-7 лет. Программа модифицированная. Программа разработана на основе обучения на курсах повышения квалификации в Екатеринбургском Доме Учителя, мастер-классов с различных сайтов, интернет-ресурсов, личного опыта и направлена на изучение пластилиновой анимации, расширение познаний о материалах, инструментах и методах для лепки из пластилина, развитие творческих способностей, фантазии учащихся. В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества? Да. И начинать, этот путь нужно с детства. В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. В основу программы положено обучение, основанное на развитии познавательного интереса и творческих способностей, обучающихся во внеурочное время. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого, работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное. Педагогическая целесообразность Работа с пластилином - это целый комплекс развивающих упражнений: мелкая моторика, развитие пространственного мышления, цветового видения, художественного вкуса и воображения, а возможность оживить вылепленные фигуры дает огромный простор для творчества. Еще одна немаловажная особенность программы непосредственная связь анимации с трудовым обучением. В ходе трудовых операций ребенок сталкивается с выбором необходимых материалов, у него формируются моторные навыки пальцев рук. При выполнении работы дети сталкиваются с различными видами 3 искусства - лепка, фотография, декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, театр, а также изучают и используют компьютерные технологии. Обогащается словарный запас, развивается связная речь, приобретаются навыки компьютерной грамотности, развивается мелкая моторика рук, воспитывается усидчивость, аккуратность, развивается познавательная активность, образное и абстрактное мышление, воображение, умение выстраивать сюжетную линию, последовательность действий, происходит духовно-нравственное воспитание, развиваются навыки работы в команде. Актуальность программы. На сегодняшний день все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях, которые способствуют формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Одним из важных мотивов занятий с детьми дошкольного возраста является интерес. Интерес – это активная познавательная направленность на предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Предметом такой заинтересованности может стать создание мультипликационного фильма. Задача любого искусства – открывать внутренний мир автора широкому зрителю, заставлять его следовать за авторской мыслью, переживая определённые эмоции, мультипликация, как самый насыщенный возможностями вид, может научить детей ясно, подробно и доходчиво самовыражаться. Это, пожалуй, самый важный аспект учебновоспитательного процесса. Всем известно, что анимация – один из любимых жанров у детей. А раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество. В этом заключается новизна программы. Цель – создать условия для успешного развития у обучающихся художественного вкуса, эстетического развития личности, пробуждение интереса к мультипликационному искусству, развития фантазии с использованием современных инструментов, методов, новых технологий. В ходе реализации программы решаются следующие задачи: 1. Образовательные: овладение практическими умениями и навыками работы с пластилином; освоение современных технологий (фотоаппарат, компьютер, компьютерные программы, звукозаписывающие устройства); мотивация к познанию и созданию нового и неизведанного. 2. Развивающие: активизация внимания, мышления, пространственного воображения, образно-логического мышления, памяти, эмоциональной сферы; развитие у детей тонкой моторики рук, глазомера, чувства гармонии и красоты; развитие творческих способностей у каждого ребёнка; 4 развитие умения строить композицию, организуя композиционные связи между изображаемыми предметами. смысловые и 3. Воспитательные: формирование эмоционально-ценностного отношения к миру воспитание эстетического и художественного вкуса; повышение мотивации обучения и личностной самооценки; воспитание усидчивости, внимательности, умения работать в коллективе; воспитание у детей творческой активности и инициативы. Формы и режим занятий. Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы Основное направление деятельности объединения – создание короткометражных мультфильмов методом покадровой съёмки с применением цифровых технологий в различных техниках (пластилиновая, бумажная перекладка, объёмная анимация и другие). Поскольку мультипликация находится на стыке таких видов искусства, как кинематограф, театр, комикс, изобразительное искусство и музыка, то и программа объединения включает разнообразные виды деятельности: рисование, литературное творчество, лепку, аппликацию и, конечно же, съёмку и монтаж мультфильмов! Дети изучают историю мультипликации – от оптических игрушек до современных мультфильмов, знакомятся с техниками мультипликации, с законами монтажа и средствами выразительности, применяемыми в мультипликации, учатся работать с цифровым фотоаппаратом и микрофоном, монтировать мультфильм на компьютере с помощью программы Windows Movie Maker, а также программы «Мультстудия». Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раз в неделю с сентября по июнь. Количество часов в год составляет 80 часов. Продолжительность занятий: 25 минут – 5-6 лет, 30 минут – для детей 5-7 лет. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Фронтальная форма работы – это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приёмов работы с пояснением всей группе. Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное объяснение задания отстающим детям. В ходе групповой работы детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в кружке. Для реализации программы будут использоваться следующие методы работы: а) методы организации и осуществления деятельности (словесные, наглядные, практические, самостоятельной работы и работы под руководством педагога); 5 б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха); в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый). Каждое занятие по теме программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Работы, выполненные детьми, будут размещены на официальном сайте учреждения и примут участие в различных конкурсах и фестивалях, имеющих художественно – эстетическую или научно - техническую направленность. В результате реализации программы у детей должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия: Личностные УУД: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений; Регулятивные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности. целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; 6 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 7 II. Содержательный раздел 2.1. Перспективное тематическое планирование занятий в старшей группе Количество часов № п\п Наименование темы всего теория практика 1 Техника безопасности. История пластилиновой анимации. 1 1 - 2 Знакомство с материалом, просмотр анимационных роликов. 1 0,5 0,5 3 Основные техники анимации. 12 принципов анимации. Основные техники пластилиновой анимации. Значение музыки в анимации. 2 1 1 4 Основы композиции, основы анатомии людей, животных. Лепка на плоскости. 6 1 5 5 Создание декораций из подручных материалов. Основные техники прикладного творчества, используемые в анимации. 6 1 5 6 Мой первый персонаж 4 2 2 7 Знакомство с различными эффектами в пластилиновой анимации (перелепка, эффект подмены и др.) 2 1 1 8 Разработка сюжета и сценария для пластилиновой анимации (по мотивам сказки). Работа над сюжетом. Раскадровка. Разработка образов. Продумывание и создание декораций. 10 2 8 9 Съемка. Озвучивание. Просмотр созданного мультфильма, обсуждение проделанной работы 3 1 2 10 Последние проверки монтажа, озвучки. Сохранение мультфильма на компьютере. Просмотр получившихся фильмов. Сохранение в различных форматах. Обсуждение проделанной работы. 1 0,5 0,5 11 Создание второго мультфильма. Обдумывание и обсуждение нового мультфильма. 1 1 2 12 Работа над раскадровки. 5 1 4 созданием сценария. Составление 8 13 Работа над созданием героев. Лепка объемных персонажей. Создание фонов и декораций (возможное совмещение нескольких техник – рисованная и пластилиновая). 14 - Съемка - Перекидывание отснятого видео на компьютер, монтаж, отсматривание материала, обсуждение поправок. - Озвучивание 14 2 12 5 4 1 2 4 2 4 0,5 3,5 15 - Просмотр созданного мультфильма, обсуждение проделанной работы 1 0,5 0,5 17 Заключительное занятие. Повторение и закрепление изученного материала. 2 0,5 1,5 Всего: 72 21,5 50,5 9 2.2. Содержание занятий в старшей группе Тема №1. Техника безопасности. История пластилиновой анимации. ТБ: как вести себя в классе, оборудованном компьютерной техникой, электроаппаратурой. История возникновения пластилиновой анимации, кто ее придумал и когда. Как нужно работать с пластилином. Тема №2. Знакомство с материалом, просмотр анимационных роликов. Показ материалов, с которыми предстоит работать (рабочее место, цветной пластилин, различные подручные средства для создания декораций, фото-видео аппаратура, компьютер). Просмотр пластилиновых анимационных мультфильмов («Пластилиновая ворона»). Тема №3. Основные техники анимации. 12 принципов анимации. Основные техники пластилиновой анимации. Значение музыки в анимации. Пластилиновая, песочная, рисованная, Stopmotion (стоп моушен) – основные техники анимации. 12 принципов анимации, на которые опираются все аниматоры и мультипликаторы. Три основных техники в пластилиновой анимации. Озвучка произведения. Как и какую музыку можно вставить в пластилиновую анимацию. Тема № 4. Основы композиции, основы анатомии людей, животных. Лепка на плоскости, лепка объемных персонажей. Использование разно плановости, правильное размеры в перспективе и т.д. Основы анатомии людей, животных. Правила лепки фигуры человека и животных. Пластика движений. Передача движения в смене образов, передача перспективы. Тема №5. Создание декораций из подручных материалов. Основные техники прикладного творчества, используемые в анимации. Декорации из пластилина, из ткани, декорации рисованные, из картона, из карандашей и т.д. Тема №6. Мой первый персонаж. - Продумывание образа героя, зарисовка - Знакомство с мимикой или как меняется выражение лица?! - Создание героя в пластилиновой технике - Изучение движений рук и ног. Учим персонажа ходить - Оживление персонажа - фотосъёмка - Озвучивание персонажа - Просмотр созданного мультфильма, обсуждение. Создание первого персонажа, его оживление, первые анимационные съемки. Тема №7. Знакомство с различными эффектами в пластилиновой анимации (перелепка, эффект подмены и др.) Просмотр роликов с использованием данных эффектов, воссоздание эффектов. 10 Тема №8. Разработка сюжета и сценария для пластилиновой анимации (по мотивам сказки). Работа над сюжетом. Раскадровка. Разработка образов. Продумывание и создание декораций. Выбираем сказку, по которой будем работать (одну – если работа будет рассчитана на весь коллектив, несколько сказок – если коллектив поделится на группы). Сказку дети выбирают сами на свой «вкус». Расписываем на бумаге, какие герои есть в сказке, делаем раскадровку на бумаге. Продумываем и делаем образы и окружение, передние и задние планы. По желанию, дети могут «подкорректировать» сказку (придумать новую концовку, осовременить героев и т.д.) Продумываем из чего создать декорации и собираем их. Тема №9. Съемка, монтаж, озвучивание. Просмотр созданного мультфильма, обсуждение проделанной работы. После того как все герои готовы, декорации собраны, начинаем снимать. После окончания съемки, скидываем отснятый материал на компьютер и просматриваем его. Монтируем. Обсуждаем поправки. Если что-то не получилось, снимаем сюжет сначала. Подбираем музыку для нашего мультфильма, записываем звук, накладываем на изображение. Подборку музыки можно производить через интернет, путь скачивания ее на ПК. Тема №10. Последние проверки монтажа, озвучки. Сохранение мультфильма на компьютере. Просмотр получившихся фильмов. Сохранение в различных форматах. Обсуждение проделанной работы. Последний раз проверяем наш мультфильм, делаем поправки. Сохраняем файл на компьютер. Можно записать на какой-нибудь носитель (CD, DVD диски, флешка) для того чтобы ребенок мог взять с собой свой мультфильм. Возможно размещение в соц. сетях (по желанию учеников). Тема№11. Создание второго мультфильма (совмещение нескольких техник – рисованная и пластилиновая.) Обдумывание и обсуждение нового мультфильма. Вспоминаем технику рисованную перекладку, обсуждаем, что для нее необходимо. Каждый ребенок (или группа детей) выбирает тему и готовит доклад, почему именно по этой теме нужно сделать мультфильм. Обсуждаем, что и как можно нарисовать. Тема №12. Работа над созданием сценария. Составление раскадровки. Обдумываем путешествие по стране. Какие герои будут путешественниками, как они будут передвигаться, что они увидят в выбранной стране. Пишем сценарий, составляем раскадровку. Тема №13. Работа над созданием героев. Создание фонов и декораций (совмещение нескольких техник – рисованная и пластилиновая). Продумываем и создаем образ героев. Рисуем, вырезаем, собираем в марионетку. Создаем декорации (рисуем или лепим из пластилина). 11 Тема №14. Съемка. Перекидывание отснятого видео на компьютер, монтаж, просмотр материала, обсуждение поправок. Озвучивание. После того как мы закончим рисование и создание декораций, начинаем съемку. Далее, скидываем отснятый материал на компьютер и просматриваем его. Обсуждаем поправки. Если что-то не получилось, переснимаем. Делаем монтаж, озвучиваем наш фильм. Музыку можно подобрать через интернет. Тема №15. Просмотр созданного мультфильма, обсуждение проделанной работы. Просматриваем созданные ролики, сравниваем, проговариваем ошибки (если они имеются). Тема №16. Заключительное занятие. Повторение и закрепление изученного материала. Повторяем все, что мы изучили за год. На примере отснятых нами мультфильмов закрепляем пройденный материал. 12 2.3. Перспективное тематическое планирование занятий в подготовительной группе Количество часов № п\п Наименование темы всего теория практика 1 Техника безопасности. Актуализация знаний. 1 1 - 2 Знакомство с материалом, просмотр анимационных роликов. 1 0,5 0,5 3 Работа над созданием мультфильма. Создание декораций из пластилина и подручных материалов. Основные техники прикладного творчества, используемые в анимации. 6 1 5 4 Мой персонаж 4 2 2 5 Закрепление знаний о различных эффектах в пластилиновой анимации (перелепка, эффект подмены и др.) 4 1 3 6 Разработка сюжета и сценария для пластилиновой анимации (по мотивам сказки). Работа над сюжетом. Раскадровка. Разработка образов. Продумывание и создание декораций. 12 2 10 7 Съемка. Озвучивание. Просмотр созданного мультфильма, обсуждение проделанной работы 9 1 8 8 Последние проверки монтажа, озвучки. Сохранение мультфильма на компьютере. Просмотр получившихся фильмов. Сохранение в различных форматах. Обсуждение проделанной работы. 1 0,5 0,5 9 Создание второго мультфильма. Обдумывание и обсуждение нового мультфильма. 1 1 2 10 Работа над раскадровки. 3 1 2 11 Работа над созданием героев. Создание фонов и декораций (возможное совмещение нескольких техник – рисованная и пластилиновая). 14 2 12 12 - Съемка - Перекидывание отснятого видео на компьютер, монтаж, отсматривание материала, обсуждение поправок. 5 4 1 2 4 2 созданием сценария. Составление 13 - Озвучивание 4 0,5 3,5 13 - Просмотр созданного мультфильма, обсуждение проделанной работы 1 0,5 0,5 14 Заключительное занятие. Повторение и закрепление изученного материала. 2 0,5 1,5 Всего: 72 21,5 50,5 14 2.4. Содержание занятий в подготовительной группе Тема №1. Техника безопасности. Актуализация знаний. ТБ: как вести себя в классе, оборудованном компьютерной электроаппаратурой. техникой, Тема №2. Знакомство с материалом, просмотр анимационных роликов. Показ материалов, с которыми предстоит работать (рабочее место, цветной пластилин, различные подручные средства для создания декораций, фото-видео аппаратура, компьютер). Просмотр пластилиновых анимационных мультфильмов («Пластилиновая ворона»). Тема №3. Работа над созданием мультфильма. Создание декораций из пластилина и подручных материалов. Декорации из пластилина, из ткани, декорации рисованные, из картона, из карандашей и т.д. Тема №4. Мой персонаж. - Продумывание образа героя, зарисовка - Знакомство с мимикой или как меняется выражение лица?! - Создание героя в пластилиновой технике - Изучение движений рук и ног. Учим персонажа ходить - Оживление персонажа - фотосъёмка - Озвучивание персонажа - Просмотр созданного мультфильма, обсуждение. Создание первого персонажа, его оживление, первые анимационные съемки. Тема №5. Знакомство с различными эффектами в пластилиновой анимации (перелепка, эффект подмены и др.) Просмотр роликов с использованием данных эффектов, воссоздание эффектов. Тема №6. Разработка сюжета и сценария для пластилиновой анимации (по мотивам сказки). Работа над сюжетом. Раскадровка. Разработка образов. Продумывание и создание декораций. Выбираем сказку, по которой будем работать (одну – если работа будет рассчитана на весь коллектив, несколько сказок – если коллектив поделится на группы). Сказку дети выбирают сами на свой «вкус». Расписываем на бумаге, какие герои есть в сказке, делаем раскадровку на бумаге. Продумываем и делаем образы и окружение, передние и задние планы. По желанию, ученики могут «подкорректировать» сказку (придумать новую концовку, осовременить героев и т.д.) Продумываем из чего создать декорации и собираем их. Тема №7. Съемка, монтаж, озвучивание. Просмотр созданного мультфильма, обсуждение проделанной работы. После того как все герои готовы, декорации собраны, начинаем снимать. После окончания съемки, скидываем отснятый материал на компьютер и просматриваем его. 15 Монтируем. Обсуждаем поправки. Если что-то не получилось, снимаем сюжет сначала. Подбираем музыку для нашего мультфильма, записываем звук, накладываем на изображение. Подборку музыки можно производить через интернет, путь скачивания ее на ПК. Тема №8. Последние проверки монтажа, озвучки. Сохранение мультфильма на компьютере. Просмотр получившихся фильмов. Сохранение в различных форматах. Обсуждение проделанной работы. Последний раз проверяем наш мультфильм, делаем поправки. Сохраняем файл на компьютер. Можно записать на какой-нибудь носитель (CD, DVD диски, флешка) для того чтобы ребенок мог взять с собой свой мультфильм. Возможно размещение в соц. сетях (по желанию учеников). Тема№9. Создание второго мультфильма (совмещение нескольких техник – рисованная и пластилиновая.) Обдумывание и обсуждение нового мультфильма. Вспоминаем технику рисованную перекладку, обсуждаем, что для нее необходимо. Каждый ребенок (или группа детей) выбирает тему и готовит доклад, почему именно по этой теме нужно сделать мультфильм. Обсуждаем, что и как можно нарисовать. Тема №10. Работа над созданием сценария. Составление раскадровки. Обдумываем путешествие по стране. Какие герои будут путешественниками, как они будут передвигаться, что они увидят в выбранной стране. Пишем сценарий, составляем раскадровку. Тема №11. Работа над созданием героев. Создание фонов и декораций (совмещение нескольких техник – рисованная и пластилиновая). Продумываем и создаем образ героев. Рисуем, вырезаем, собираем в марионетку. Создаем декорации (рисуем или лепим из пластилина). Тема №12. Съемка. Перекидывание отснятого видео на компьютер, монтаж, просмотр материала, обсуждение поправок. Озвучивание. После того как мы закончим рисование и создание декораций, начинаем съемку. Далее, скидываем отснятый материал на компьютер и просматриваем его. Обсуждаем поправки. Если что-то не получилось, переснимаем. Делаем монтаж, озвучиваем наш фильм. Музыку можно подобрать через интернет. Тема №13. Просмотр созданного мультфильма, обсуждение проделанной работы. Просматриваем созданные ролики, сравниваем, проговариваем ошибки (если они имеются). Тема №14. Заключительное занятие. Повторение и закрепление изученного материала. 16 Повторяем все, что мы изучили за год. На примере отснятых нами мультфильмов закрепляем пройденный материал. 17 III. Организационный раздел 3.1. Учебный план Образователь ная деятельность Задачи образовательной деятельности Вид деятельности детей Объем нагрузки в неделю (количество) Старшая Подготовитель ная Художественно-эстетическое развитие Непосредствен Формирование и Творческая 2 2 но развитие Техническая образовательна творческих я деятельность способностей Количество непосредственной образовательной 8 8 деятельности в месяц Продолжительность непрерывной 30 мин. 25 мин. образовательной деятельности ВСЕГО ЗАНЯТИЙ В ГОД: 80 18 3.2. Методическое обеспечение программы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Раздел или тема программы Техника безопасности. История пластилиновой анимации. Знакомство с материалом, просмотр анимационных роликов. Основные техники анимации. 12 принципов анимации. Основные техники пластилиновой анимации. Значение музыки в анимации. Основы композиции, основы анатомии людей, животных. Лепка на плоскости, лепка объемных персонажей. Создание декораций из подручных материалов. Основные техники прикладного творчества, используемые в анимации. Мой первый персонаж Дидактичес кий материал, техническое оснащение занятия Форма проведения занятий Методы и приемы организации УВП Формы подведения итогов по теме или разделу Беседа Словесный Беседа Раздаточный наглядный материал Мастеркласс Объяснительноиллюстративный, демонстрация мультфильмов Рассказ о работе Медиапроек тор Наглядный материал Беседа Медиапроек тор Наглядный материал Выставка Раздаточный наглядный материал Выставка Раздаточный наглядный материал Выставка Раздаточный наглядный материал Диалог. Мастеркласс Объяснительноиллюстративный, Мастеркласс Объяснительноиллюстративный Круглый стол Объяснительноиллюстративный Проблемный метод Объяснительноиллюстративный 19 Знакомство с различными эффектами в 7. пластилиновой анимации (перелепка, эффект подмены и др.) Разработка сюжета и сценария для пластилиновой анимации (по мотивам сказки). 8. Работа над сюжетом. Раскадровка. Разработка образов. Продумывание и создание декораций. Съемка. Озвучивание. Просмотр 9. созданного мультфильма, обсуждение проделанной работы Последние проверки монтажа, озвучки. Сохранение мультфильма на компьютере. Просмотр 10. получившихся фильмов. Сохранение в различных форматах. Обсуждение проделанной работы. Создание второго мультфильма (рисованного – в 11. технике перекладка). Обдумывание и обсуждение нового мультфильма. над 12. Работа Выставка Примеры работ Объяснительноиллюстративный. Беседа Раздаточный наглядный материал Объяснительноиллюстративный. Игра Беседа Компьютер Беседа. Мастеркласс Объяснительноиллюстративный Демонстрация готового мультфильма Компьютер Медиапроек тор Проект Объяснительноиллюстративный, демонстрация слайд-шоу Беседа Раздаточный наглядный материал Круглый Объяснительно- Беседа Раздаточный Конкурс Проект Мозговой штурм Диалог. Мастеркласс 20 13. 14. 15. 16. 17. созданием сценария. Составление раскадровки. Работа над созданием героев. Создание фонов и декораций (возможное совмещение нескольких техник – рисованная и пластилиновая). - Съемка - Перекидывание отснятого видео на компьютер, монтаж, отсматривание материала, обсуждение поправок. - Озвучивание - Просмотр созданного мультфильма, обсуждение проделанной работы Сохранение в различных форматах. (Возможно размещение в соц. сетях) Заключительное занятие. Повторение и закрепление изученного материала. стол иллюстративный Проект Объяснительноиллюстративный Беседа. Мастеркласс. Объяснительноиллюстративный, демонстрация слайд-шоу Круглый стол Открыты й урок Объяснительноиллюстративный Конкурс Проект Круглый стол Объяснительноиллюстративный наглядный материал Выставка Раздаточный наглядный материал Выставка Компьютер Медиапроек тор Выставка Компьютер Медиапроек тор Выставка Компьютер Медиапроек тор Выставка Компьютер Медиапроек тор 21 3.3. Педагогическая диагностика Этапы и формы аттестации Вид контроля Контрольные измерители (что проверяется) Форма аттестации Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ. Критерии: - знание истории возникновения анимации; Текущий контроль Опрос - знание видов анимации; - навыки работы с цифровым фотоаппаратом; - Знание этапов создания мультфильма. Пластилиновая анимация. - знание о различных техниках мультипликации; - умение создавать бумажный мультфильм в технике перекладка; • умение создавать сценарий; • умение создавать героев и декораций; Съёмка. Работа с фотоаппаратом, сценой, освещением - умение работать с цифровой камерой, смартфоном. Коллективная практическая работа Практическая работа Знакомство с программой Киностудия Windows Live. • Знания о возможностях программы для видеомонтажа; • умение записывать звук, Практическая работа • умение находить в сети Интернет музыкальное сопровождение. Фестиваль мультфильмов. умение демонстрировать и представлять свой проект. Творческий отчет 22 Критерии: • умение работать с раздаточным материалом; Промежуточная • умение создавать сложные композиций и аттестация изделий. • знание правил при работе с цифровым оборудованием. Аттестация по завершению реализации программы Критерии: • умение работать с раздаточным материалом; • умение создавать героев мультфильма; • знание в области мультипликации; Практическая работа, творческий отчет Игра «В мире мультипликации» Оценочные материалы Диагностика результативности сформированных компетенций, учащихся по краткосрочной дополнительной общеобразовательной программе «Пластилиновая анимация.20» осуществляется при помощи следующих методов диагностики и контроля: педагогическое наблюдение, опрос, практические задания, творческий отчет. 23 3.4. Список литературы Список литературы для педагога 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Материалы курсов повышения квалификации Екатеринбургского Дома Учителя «Пластилиновая анимация». Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. - Новосибирск, 2008 г. Бэдли Х. Как монтировать любительский фильм. Искусство / Х. Бэдли. - Москва – 1971г. Велинский Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки. Гейн А.Г. Информационная культура. – Екатеринбург, Центр «Учебная книга», 2003г. Горичева В.С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 1998г. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – Москва.1990 г. Интернет-ресурсы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. http://MultiStudia.ru http://www.kakprosto.ru/kak-118157-kak-delat-plastilinovye-multfilmy http://veriochen.livejournal.com/121698.html http://vkontakte.ru/mult_svoimi_rukami http://multator.ru/ http://windows.microsoft.com/ru-ru/windows-vista/getting-started-with-windows-moviemaker https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8% D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BD %D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F Список литературы для обучающихся и родителей 1. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – М, 2007. Иткин В. Карманная книга мульт-жюриста. Учебное пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск» / В. Иткин. – Новосибирск, 2006 год. 3. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»/Велинский Д.В. - Новосибирск, 2004 г. 4. Почивалов А.В., Сергеева Ю.Е. Пластилиновый мультфильм своими руками. Как оживить фигурки и снять свой собственный мультик.. — М.: Эксмо, 2015. — 64 с. — ISBN 978-5-699-69503-4.. Режиссёры и мультипликаторы студии "Пилот". Приложение 1. Оценочные материалы 2. 24 Опрос «Мир мультипликации» 1. Как с латинского языка переводится слово «мультипликация»? (Мультипликация в переводе с латинского это слово означает «умножение») 2. Какое отношение к мультипликации имеют рисунки на древнегреческих вазах? (Являются первыми предвестниками зарождения элементов мультипликации) 3. Какие театры можно назвать старшими братьями мультипликации? (Театр теней и кукольный театр) 4. С какими профессиями мы знакомимся, когда создаем мультфильмы? (Сценарист, режиссер, аниматор, монтаже, видеооператор ) 5. Перечислите техники мультипликации? (Пластилиновая анимация.20, песочная анимация, рисованная мультипликация, компьютерная анимация, Flash-анимация, кукольная мультипликация) 6. Сколько необходимо кадров для одной секунды анимации? (На одну секунду анимации необходимо 24 кадра) 7. Перечислите анимационные студии? («Союзмультфильм», «Уолт Дисней», «Пилот», «Мельница») 8. Назовите необходимое оборудование для создания мультфильма? (Пк, цифровой фотоаппарат или вебкамера, штатив, освещение, мультстанок) 9. Назовите основные этапы создания мультфильма? (Написать сценарий, раскадровка, создать персонажей и декорации, поэтапная съемка сцен, монтаж отснятого материала, подбор звукового сопровождения, запись звука, демонстрация мультфильма) 10. Что такое техника stop motion? (Stop-motion - это технология создания видео на основе покадрового фотографирования. Снимается сцена, затем в нее вносятся незначительные изменения, и она снимается еще раз. Таким образом достигается эффект движения, который затем группируется и монтируется на компьютере). Принята Педагогическим советом протокол № 1 от 01 сентября 2023 г. 25