Программа Студия Речецветик - 2-3 лет

1

Содержание
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели, задачи и реализации Программы
Принципы и подходы реализации Программы
Значимые характеристики особенностей развития детей раннего
возраста
1.4.1. Возрастные особенности речевого развития детей 2-3 лет
1.5.
Планируемые результаты освоения Программы
2.
Содержательный раздел
2.1.
Описание образовательной деятельности с описанием вариативных
форм, способов, методов и средств по реализации дополнительной
общеобразовательной программы-дополнительной
общеобразовательной программы познавательно-речевой
направленности Студия «Речецветик»
2.2.
Содержание работы с детьми раннего возраста (2-3лет)
2.3.
Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями
воспитанников
3.
Организационный раздел
3.1.
. Описание материально-технического обеспечения программы
3.2.
Перспективно - тематическое планирование
3.3.
Перспективный план работы с детьми раннего возраста (2-3лет)
(занятия проводятся 1 раз в неделю)
3.4.
Конспекты логоритмических занятий
3.5.
Программно-методическое обеспечение
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

2

3
4
5
7
10
11
12

13
14

15
15
17
24
46

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не
осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С
психологической точки зрения начальный период обучения грамоте —
формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания
становится сама речь, ее внешняя звуковая и интонационная сторона. Поэтому в
период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического
слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.
Дополнительное образование детей младшего дошкольного возраста (I
младшая группа детского сада) – целенаправленный процесс воспитания,
развития личности и обучения посредством реализации дополнительных
программ, оказания дополнительной образовательной услуги и информационно
– образовательной деятельности за пределами основных образовательных
программ в интересах человека и государства. Дополнительное образование
расширяет возможности образовательного стандарта и удовлетворяет постоянно
изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные
потребности детей. Интеграция основного и дополнительного образования детей
позволяет сблизить процесс воспитания, развития и обучения, что является
одной из наиболее значимых проблем в современной педагогике. Воспитание
личности ребенка является одной из основных задач любого цивилизованного
общества. Средства раскрытия потенциальных возможностей подрастающего
поколения, формирования его физических и духовных качеств достаточно
разнообразны: игровые приемы, наглядность, художественное слово,
активизация детей в ходе деятельности.
Занятия по дополнительному образованию для детей младшего дошкольного
возраста проводятся во второй половине дня. С детьми 3 года жизни
продолжительностью 10-15 минут.
Одной из характерных тенденций развития современного образования в
нашей стране является снижение возраста детей, начинающих изучать грамоту.
Это относится не только к семье, стремящейся научить ребенка читать как
можно раньше, но и к детскому саду, где содержание занятий по развитию речи
значительно изменилось. В них появились задачи, которые раньше не ставились
перед педагогами. К числу таких относятся: обогащение активного словаря
детей, развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи. От
того как ребенок будет введен в грамоту во многом зависят успехи не только в
чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Программа рассчитана на 1 год обучения и воспитания с детьми раннего
возраста: 2-3г (I младшая группа детского сада).
Рабочая программа разработана в соответствии с:
*Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
от 29.12.2012 г.;
3

*Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утверждённого приказом МОиН РФ № 1155 от 17 октября 2013 г.;
*СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Рабочая программа (далее – Программа) является целевым ориентиром
платной образовательной услуги «Студия «Речецветик», определяет содержание
и объём образовательной деятельности.

1.2.Цели и задачи реализации программы
Целью реализации программы является – развитие и совершенствование
речевой деятельности как условия расширения личностного, жизненного и
познавательного опыта ребёнка. Формирование фонетической системы языка,
развитие сязной грамматически правильной речи.
Для достижения сформулированной цели необходимо решить ряд
конкретных задач, которые подразделяются на практические, развивающие,
воспитательные и общеобразовательные.
Практические задачи:
-упражнять детей в отчетливом произнесении согласных звуков: [т]; [д];
[м]; [б]; [п]; в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных
фраз из 2-4 слов;
-совершенствовать грамматическую структуру речи. Формировать умение
согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять
глаголы в настоящем и прошедшем времени, изменять их по лицам,
использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под);
-поощрять попытки детей старше 2,5 лет по собственной инициативе или по
просьбе взрослого рассказывать об изображенном на картинке, о событии из
личного опыта.
Развивающие задачи:
-развитие произвольного внимания, памяти, мышления, слуховой памяти.
-развивать фонематический слух, совершенствовать звуковую культуру
детей;
-развивать способность к восприятию и анализу пространственных
отношений;
-развивать и обогащать активный и пассивный словарь детей;
-развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию;
-развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово.
Воспитательные задачи:
-воспитывать у детей интерес и внимание к слову, к родному языку;
-воспитывать желание слушать стихотворения, предоставлять возможность
договаривать слова, фразы при чтении знакомых стихов, произведений.
Общеобразовательные задачи:
-расширять представления детей об окружающем мире посредством
дополнительной информации;
-формировать запас знаний, умений и навыков, которые станут базой для
дальнейшего обучения в школе;
4

1.3. Принципы и подходы реализации программы
Программа построена с учетом принципов:
Общедидактические принципы:
-принцип воспитания и всестороннего развития в обучении позволяет
развить у детей интерес к окружающему миру, сформировать познавательную
любознательность, выработать трудолюбие, развить значимые навыки и умения
(речевые, изобразительные, конструктивные и др.), необходимые для
осуществления различных видов детской деятельности и т.д;
-принцип игровой основы обучения способствует развитию у детей через
использование сюжетно - ситуативных форм работы произвольного внимания,
повышает мотивацию к деятельности,
-принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое
взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения
слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
-принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог
должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных
способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные
задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип
способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и
предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в
практической деятельности в дальнейшем;
Методические принципы определяют цели, содержание, методы и
организацию обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности.
-принцип «минимакса» заключается в реализации технологических
ориентиров, предполагающих введение минимального количества лексических и
грамматических единиц и максимальную их тренировку на занятии;
-принцип функциональности реализуется путем отбора учебного материала,
который является актуальным для дошкольников; названный принцип помогает
сделать учебный процесс практико - направленным и мотивированным;
-принцип постепенного повышения требований, предполагающий
постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере
овладения и закрепления формирующихся навыков;
-принцип комплексной организации учебного материала реализуется путем
объединения материала в тематические блоки, причем материал новой темы
тренируется и закрепляется вместе с учебным материалом уже изученной темы.
Программа строится с опорой на интегративный, индивидуальнодифференцированный,
деятельностный,
системный,
развивающий,
коммуникативный подходы.
Интегративный подход
Развитие ребенка в дошкольный период как субъекта посильных видов
деятельности должно быть системным, целостным и преемственным.
Интегративный подход способен обеспечить названную целостность и
предоставить
возможность
развивать
в
единстве
познавательную,
эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
5

Интегративный подход соотносится с возрастными особенностями
дошкольников, так как дошкольникам свойственно целостное восприятие мира.
Интеграция с другими предметами позволяет облегчить усвоение детьми нового
материала, а также предоставляет приобрести знания по другим предметам.
Индивидуально - дифференцированный подход
В данной программе предложены вариативные способы педагогического
воздействия на воспитанника, с учетом его индивидуальных особенностей,
реализуемых в ходе коллективного взаимодействия детей по обучению грамоте.
Это способствует созданию условий для естественного индивидуального
личностного роста каждого дошкольника в ходе обучения грамоте.
Деятельностный подход– учет ведущей деятельности ребенка данного
возраста. Для ребёнка дошкольного возраста основным занятием, поглощающим
почти всё его время, является игра. Именно в процессе игры у него возникает
множество неотложных вопросов, без выяснения которых дальнейшее её
продолжение нередко оказывается невозможным. А это значит, что наибольшую
потребность в речи ребёнок испытывает во время игры. Учитывая это очень
важное обстоятельство, все обучение у дошкольников проходит в процессе игр.
Системный подход опирается на представление о речи как о сложной
функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном
взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития
предполагает изучение всех сторон речевой функциональной системы.
Развивающий подход (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне
ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за
собой развитие ребёнка;
В образовании представленные выше подходы реализуются с опорой на
принципы:
1)принцип сознательности и активности детей, означающий, что
педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации
познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить
познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт.
Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию
дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное
применение его в практической деятельности в дальнейшем;
2) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт
возрастных, физиологических особенностей дошкольников. Действие этого
принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
3)принцип постепенного повышения требований, предполагающий
постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере
овладения и закрепления формирующихся навыков;
4)принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое
взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения
слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
5)поэтапности (соблюдение этапов по порядку)
6) учет закономерностей онтогенеза, то есть нормального хода речевого
развития. Весь ход речевого развития ребёнка подчинён вполне определённым
6

общим закономерностям, которые отчётливо прослеживаются в каждом
конкретном случае. Так, в процессе овладения звукопроизношением любой
ребёнок сначала усваивает более простые для произношения звуки, тогда как
сложные до определённого возраста он или полностью опускает, или заменяет
менее сложными. При накоплении словарного запаса в первую очередь
усваиваются имена существительные и глаголы как наиболее «наглядные» части
речи, обладающие достаточно конкретным значением. Значительно позднее
усваиваются имена прилагательные, наречия, числительные, не говоря уже о
причастиях и деепричастиях. Свои закономерности имеются и в отношении
овладения грамматическими языковыми нормами;

1.4 Значимые характеристики особенностей развития детей
раннего возраста (2-3лет)
На 3-м году жизни продолжается довольно интенсивное нарастание массы
и роста. Совершенствуется деятельность всех органов, вследствие чего ребенок
становится физически более выносливым. Происходит дальнейшее развитие
высшей нервной деятельности — повышается работоспособность нервной
системы, вследствие чего активное бодрствование удлиняется до 6 — 6 1/2 ч.
Увеличивается выносливость корковых клеток, поэтому ребенок уже
может заниматься одним и тем же делом значительно дольше. Повышается
регулирующая роль коры головного мозга, ребенок может иногда сдерживаться,
не плакать, даже если ему больно, или увлекшись слушанием рассказа или
книжкой, забыть о желании есть и т. п. Условнорефлекторные связи
формируются значительно быстрее. Иногда достаточно 1—2 показов,
объяснений, чтобы ребенок запомнил новое слово, какое-либо правило в игре.
Происходит дальнейшее развитие тормозных процессов. Ребенок
значительно легче может спокойно подождать, пока взрослый занят и не сразу
может удовлетворить его просьбу и т. п. Вследствие несколько большей
подвижности нервных процессов легче происходит приспособление к
различным изменениям и новым условиям жизни. Дети, поступающие в детское
учреждение после 2 лет, сравнительно быстрее привыкают к новому режиму и
общему укладу жизни учреждения.
Однако все же и в этом возрасте дети не способны на длительное
ожидание, не могут долго сидеть или сохранять одну и ту же позу. Ребенок
быстро утомляется от однообразных действий и движений. Он легко
возбуждается. Ребенку еще трудно быстро переключаться с одного вида
деятельности на другой, например, сразу прекратить интересную игру, чтобы
пойти есть.
Сравнительно быстро формирующиеся привычки не прочны, не
устойчивы, требуют частого подкрепления.
Более стойким становится интерес к окружающему, который
превращается в особый вид деятельности — наблюдение. Наблюдение, т. е.
чувственное познание окружающего, является, по выражению И. М. Сеченова,
«источником возникновения мысли». Наблюдая, дети часто обращаются к
7

взрослому за разъяснением непонятного, начинают сравнивать: «коза ест траву,
а детки суп», устанавливать связь видимого с прошлым, высказывают свои
примитивные суждения. Большой интерес проявляют дети к рассматриванию
картинок, книжек. Их очень интересуют трудовые действия взрослых, и они
проявляют большую радость, если им поручают принять в этом участие
(подержать молоток, сделать из куска теста лепешку, полить цветок и др.).
В процессе разнообразной деятельности происходит дальнейшее
сенсорное развитие. Большое место в деятельности ребенка продолжает
занимать предметная деятельность, но отношение ребенка к своим действиям
уже несколько иное — ребенок либо настойчиво добивается получения
определенного
результата,
либо
эти
действия
носят
характер
экспериментирования. Производя различные действия, ребенок как бы
исследует предмет и его свойства.
Действия с кубиками постепенно превращаются в конструктивную
деятельность. Ребенок уже в первом полугодии не только воспроизводит
показанные ему взрослыми постройки, но пытается сам строить знакомые ему
предметы. Во второй половине 3-го года начинает рисовать, лепить, т. е.
развиваются начальные этапы изобразительной деятельности.
Все большее значение в деятельности ребенка начинает занимать
сюжетная игра. На протяжении 3-го года жизни содержание такой сюжетной
игры усложняется, в ней дети отображают действия людей, содержание
рассказов и показываемых инсценировок. Ребенок легко отображает то, что
видел всего один раз, вследствие чего игра становится разнообразнее и
содержательнее.
Отображение в игре впечатлений окружающей среды вследствие более
тонкого восприятия у детей 2,5 лет становится все более детальным, более
точным. Между отдельными действиями устанавливаются логические связи,
увеличивается и количество используемых детьми предметов. То или иное
содержание игры ребенка все чаще определяется не непосредственной
ситуацией, не тем, что находится сейчас в поле зрения (как это было на 2-м
году), а прошлым опытом на основе памяти, по предварительному замыслу.
Во второй половине 3-го года жизни начинается ролевая игра. Ребенок,
играя, берет на себя определенную роль, изображая кого-то. Например, он уже
не просто воспроизводит ряд действий, виденных им при наблюдении за
работой столяра или фотографа, но как бы перевоплощается в столяра,
фотографа, заявляя: «я дядя Коля» (имя столяра).
Играя, дети обозначают сделанное ими, «дом построил» или «смотри,
много яблочков сделал», а позже и заранее определяют, что именно будут делать
и, сказав сначала «я самолет нарисую», ребенок старается нарисовать именно
самолет.
С конца 2-го года жизни у детей начинает развиваться воображение. Дети,
играя, дополняют недостающий для игры предмет каким-либо другим, которому
они придают воображаемое значение: деревянный брусок используют, как мыло,
палочку — как термометр, стул вместо машины и т. д. В появляющихся в конце
3-го года жизни ролевых играх ребенок начинает воображать, что он «бабушка»
8

или «тетя Катя» (воспитательница). Предметам дети приписывают
воображаемые состояния, качества: «она больна», «она не слушается мамы».
Дети придают предметам воображаемые свойства, функции в соответствии с
содержанием своей игры и правильно обозначают свои воображаемые действия.
Если говорить о социальном и эмоциональном развитии, то дети этого
возраста выглядят весьма активными. В общении с близкими они
демонстрируют яркие эмоции, их интересуют игры, мультфильмы, музыка.
Дети уже твёрдо усвоили значения таких слов, как «можно» и «нельзя»,
«хорошо» и «плохо».
К этому периоду относится характерный «кризис трёх лет» – малыши
капризничают особенно сильно, не слушаются родителей, упрямятся при
попытках как-то ограничить их свободу выбора и действий.
В два-три года ребёнок сильно эмоционален, но его эмоции пока ещё
нестабильны, поэтому его довольно легко отвлечь от одного эмоционального
состояния и переключить на другое. Эмоциональное равновесие можно
восстановить с помощью ритмической стимуляции – так называются игры с
взрослыми, состоящие из подбрасываний, ритмических покачиваний,
поглаживаний и т. п. С помощью этих игр можно также заниматься
интеллектуальным развитием малышей.
Ребёнок в этом возрасте легче учится тому, что ему интересно, и большим
воздействием на него обладает человек, пользующийся его доверием. Поэтому
успех детского обучения сильно зависит от отношений, сложившихся у педагога
с каждым его подопечным. По этой причине огромное значение имеет период
адаптации малыша к дошкольному учреждению, и способность взрослого
установить в группе эмоционально комфортную атмосферу.
Детям в 2-3 года свойственна импульсивность, неосознанность мотивов,
их чувства и желания зависят от ситуации. Малышам легко передаётся
эмоциональное состояние других детей. Но в то же время начинает проявляться
и произвольность поведения, развиться которой помогает речь и манипуляции
предметами. Дети начинают проявлять чувства стыда и гордости, у них
формируются элементы самосознания, идентификация с полом и именем.
Включить звук

1.4.1.Возрастные особенности речевого развития детей 2-3 лет
Наиболее характерной особенностью ребенка 3-го года жизни является
развитие и повышение роли речи на все поведение ребенка, развитие
познавательной потребности и в соответствии с этим развитие нагляднодейственного, наглядно-образного мышления.
Овладение речью и развивающиеся мыслительные процессы оказывают
влияние на все психическое развитие и поведение детей этого возраста. Все
реакции этого возраста на окружающее связаны с речью. Прежде всего
совершенствуется понимание речи окружающих. Ребенок хорошо понимает
смысл речи взрослых, относящейся к тому, что его непосредственно окружает;
что связано с его переживаниями. С ним можно говорить о его прошлых
впечатлениях. Он говорит, что будет делать, куда пойдет. Например, ребенок 2
9

лет 5 мес., обращаясь к взрослому, говорит: «Договорились, сначала я морковку
съем, а потом будем с тобой в лото играть».
Быстро растет и развивается словарь — до 1000—1200 слов. Ребенок
употребляет почти все части речи. Ребенок 3 лет употребляет распространенные
предложения, даже и придаточные. Значительно совершенствуется
произношение, но все же не все дети овладевают к 3 годам правильным
произнесением звука «р» и шипящих, естественным еще является и
перестановка звуков в словах.
Под влиянием развития речи меняется и характер общения с взрослыми и
детьми. Общение становится речевым. Все свои просьбы, обращения не только к
взрослым, но и к детям, ребенок выражает словами.
Происходит дальнейшее развитие процесса обобщения, на основе
которого формируются понятия. Обобщенное значение приобретают не только
слова, обозначающие предметы и действия; дети начинают выделять и обобщать
качества; свойства предметов.
Например, на вопрос: «кто летает?» ребенок 2 лет 9 мес. отвечает: «птичка
летает, муха летает, самолет летает, а еще пчелка летает», ребенок 2 лет 11 мес.
говорит: «яблочко красное, флажок тоже красный, а у Зины платье красное».
Обобщенное значение приобретают такие слова, как, например, игрушки. На
вопрос: «какие у тебя дома есть игрушки?» — ребенок говорит: «мячик, кукла,
паровоз, лошадка» и др.
Ребенок начинает четко выговаривать большинство звуков родного языка,
активно формируется его словарный запас. Малыш учиться понимать речь
других людей, строить предложения, правильно согласовывать в них слова.
Потребность в общении. Растет потребность в общении с взрослым для
удовлетворения
увеличивающейся
любознательности,
познавательной
потребности ребенка как средства получения информации. Вследствие этого
увеличивается инициативное речевое обращение ребенка. Дети задают много
вопросов: «как», «где», «куда», «почему?», «а куда он ушел?», «А как он
сделал?», «где лопатка?».
Вследствие высокого уровня понимания речи к 3 годам речь взрослого
становится средством познания, так как ребенок может понять рассказ или
объяснение взрослого о каком-либо явлении, которого ребенок и не
воспринимал. Повышается речевая активность — дети много говорят во время
игры и занятий, сопровождая речью свои действия, часто даже ни к кому не
обращаясь. Ребенок легко запоминает небольшие стихи, песенки, во второй
половине 3-го года может уже пересказать по вопросам слышанную сказку или
рассказ. Ребенок любит разговаривать и слушать рассказы.
Речь становится самостоятельным видом деятельности.

1.5.Планируемые результаты освоения программы
К концу года обучения дети должны знать и уметь:
-иметь активный словарный запас (не менее 1000-1200 слов);
-повторить за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее
вопрос или восклицание;
10

-ответить на понятный вопрос взрослого;
-поделиться информацией («Коля пришел»), пожаловаться на неудобство
(замерз, устал) и действия сверстника (отнимает);
-сопровождать речью игровые и бытовые действия («приборматывать»);
-слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения;
-пользоваться речью как средством общения со сверстниками;
-называть предметы ближайшего окружения и знать их назначение;
-понимать, какие предметы принадлежат к группам «мебель», «посуда»,
«одежда», «транспорт», «игрушки», «еда», «овощи», «фрукты» и др.;
-называть действия людей и животных (бегает, прыгает, рисует, спит и
др.);
-знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди разных профессий;
-задавать вопросы и отвечать на вопросы других людей;
-запоминать несложные стишки;
-составлять небольшой рассказ по рисунку при помощи взрослого;
-пытаться согласовывать слова в роде, числе и падеже.
Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения
дополнительной
общеобразовательной
программы
дополнительной
общеразвивающей
программы»
познавательно-речевой
направленности
«Речецветик» осуществляется в ходе итоговых занятий с помощью проблемных
игровых ситуаций, игровых упражнений и методом наблюдения.

11

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Описание образовательной деятельности с описанием
вариативных форм, способов, методов и средств по реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы
дополнительной
общеобразовательной
программы
познавательно-речевой направленности «Речецветик»
Данная программа:
-построена на основе возрастных и индивидуальных особенностей детей
данного возраста с использованием игровых приемов, наглядности,
художественного слова;
-способствует развитию мыслительных процессов - установлению
сходства и различия основных признаков предметов, их сравнения;
-совершенствует умение понимать смысл речи не только при
определенной ситуации, но и вне ее;
-развивает речевую активность и воспитывает у ребенка потребность
речевого общения с взрослыми и детьми, отвечать и задавать вопросы;
-в программе учитываются логопедические принципы (много внимания
отводится развитию речевого слуха, отработке ритмической структуре слова,
четкой артикуляции звуков и развитию мелкой моторики, выработке гибкости и
точности);
- программа оставляет возможность авторского выбора методов и приемов
в зависимости от возможности детей.
Условия реализации программы:
-систематическое проведение занятий;
-сотрудничество педагога с семьей.
Организация деятельности и количество занятий.
Занятия по «Речецветику» проводятся во вторую половину дня, учитывая
максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки и
продолжительности занятия, которые отвечают требованиям СанПин.
Занятия в первой младшей группе проводятся 1 раз в неделю,
продолжительностью 10-15 минут. Общее количество занятий в год: в первой
младшей группе составляет – 35.
Возрастная
группа

Форма
работы

I Младшая группа

групповая

Количество Количество Количество
часов
в часов
в часов в год
неделю
месяц
1
4
35

Методические рекомендации
12

На
начальном
этапе
важна
работа
по
формированию
психофизиологической базы детей. Без дыхательной, мимической и
артикуляционной гимнастики и упражнений по формированию общей моторики,
зрительного и слухового восприятия не может осуществляться дальнейшая
коррекция звукопроизношения. Ситуативное и предметное закрепление
имеющихся у ребенка вокализов, звукокомплексов позволяет стимулировать его
к сопряженному, сопряжено-отраженному и самостоятельному использованию
звука в качестве минимальной речевой единицы.
Задания представлены в игровой форме и учитывают разные стартовые
возможности детей.

2.2.Содержание работы с детьми раннего возраста (2-3лет)
Содержание образовательной деятельности зависит от индивидуальных
особенностей детей.
При проведении организованной деятельности необходимо учитывать
самочувствие детей, их эмоциональное состояние.
Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на
совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического
восприятия.
В ходе занятий детей знакомят со звуками окружающего мира, звуком как
единицей речи. Вычленяя звуки из общего потока, дети распознают, кто или что
издает их. Затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно
произносить гласные звуки (а, о, у, и,) и некоторые согласные (м, п, б, т, д ).
Термины, характеризующие звук (гласные, согласные и т. п.), на занятиях не
используются. Способы освоения звуковой стороны речи задаются взрослым.
Логопед произносит звукосочетание, выделяя гласный звук голосом. В
результате дети овладевают звуковым эталоном произнесения гласных звуков,
что, собственно, и подготавливает к интонационному выделению любого звука в
слове – способу естественного моделирования речевого звука. Эти упражнения
могут использоваться в игровой деятельности при разыгрывании сказочных
ситуаций, на занятиях, в самостоятельной деятельности. Значительную роль при
этом играет эмоциональная окраска: выразительные движения, интонации,
мимика, жесты.
Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения управлять
кистями и пальцами рук способствует развитию произвольности движений, что
является общеразвивающей задачей на этом возрастном этапе.
Упражнения для развития движений рук включаются в контекст стихов,
потешек, игр. В ходе совместной с логопедом деятельности дети учатся
координировать свои действия. Склонность к подражанию помогает
дошкольникам копировать движения взрослого, которые служат своеобразной
меркой, помогающей подладить свои движения к образцу (по мнению А. В.
Запорожца). Малыш с удовольствием изображает зайчиков, птичек, оленей,
черепах, бабочек и др.
13

В ходе образовательной деятельности следует вовлекать детей в действие
с игрушками и другими предметами, поощрять активность в подражании
взрослому, развивать интерес к стихотворениям, песням и сказкам, движениям,
к рассматриванию картинок, побуждать детей проявлять настойчивость в
достижении результата в своих действиях.

2.3. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями
воспитанников
Конструктивное взаимодействие с родителями – один из краеугольных
камней успешной деятельности педагога. Любая педагогическая система без
семьи – чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьей, при
которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач
воспитания, обучения, коррекции. Семья была, есть и всегда будет не только
главнейшим институтом, отвечающим за социальное воспроизводство
населения, но и важнейшей средой формирования личности. А полноценное
формирование личности невозможно без наличия правильной, грамотно
оформленной, красивой речи.
Поэтому необходимо помочь родителям правильно организовать эту
работу, осознать их роль в процессе развития ребенка, определить не только
правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы в
речевом развитии детей. Необходимо видеть родителей не только союзниками,
но и грамотными помощниками.
Цель: систематизировать знаний родителей по речевому развитию детей
третьего года жизни.
Задачи:
-установить доверительные отношения с родителями, постепенно подводя
родителей к осознанию роли семьи в обучении и воспитании ребенка;
-укреплять взаимодействие учителя-логопеда с семьей, совершенствуя работу с
родителями по речевые развития младших дошкольников.
Формы работы с родителями:
*родительские собрания;
*тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные
проблемы для родителей);
*открытые занятия;
*индивидуальные консультации
*консультации – практикумы;
*праздники и развлечения (для участия привлекаются родители).
В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где
дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год.

14

3.Организационный раздел
3.1.Описание материально-технического обеспечения программы
Для успешной реализации программы педагогу необходимо:
Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным
доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим
нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната
оформлена в соответствии с эстетическими нормами.
Технические средства:
-интерактивная доска, магнитная доска
Демонстрационный материал:
-альбом с изображением иллюстраций на каждую букву, с текстом слогов и
слов;
- предметные и сюжетные картинки;
-игрушки.
Раздаточный материал:
-картинки;
-игрушки.

3.2.Перспективно-тематическое планирование
Месяц

Обогащение
активного
словаря

Развитие связной,
грамматически
правильной
диалогической и
монологической
речи
2
«Игрушки»

Развитие
звуковой и
интонационно
й культуры
речи

Логоритмика

неделя
сентябрь

1
«Игра с
зонтиком»

3
Звук [а]

4
«Кто грибок
найдет?»

октябрь

«Купание
куклы»

«Игра с овощами»

Звук [у]

«Утенок и
его друзья»
по стих-ю С.
Кузьмина

ноябрь

«Угощаем
кукол чаем»

«Рассматривание
сюжетной картинки
«Мать купает
ребенка»

Звук [о]

«Кот
Василий»

15

декабрь

«Наряжаем
елку
игрушками»

«Рассматривание
сюжетной картинки
«Дети моют руки»

Звук [и]

«Зайкин
дом»

январь

«Инсценировка
стихотворения
А. Барто «Дело
было в январе»

«Уложим куклу
спать»

Звук [д]

февраль

«Игра с
солнечным
зайчиком»

«Кукла собирается
на прогулку»

Звук [т]

«Танюшка»

март

«Наши мамы»

«Прятки»

Звук [м]

«Верные
друзья по
стих-нию
Н.Мигунова»

апрель

«Инсценировка
рассказа
Н.Павловой
«На машине»

«Кто что делает?»

Звук [б]

«Про
петушка» (по
мотивам
русской
народной
потешки)

май

«Рассматривани
е предметных
картинок с
изображением
домашних птиц
(курочка,
цыпленок, гусь,
гусенок)»

«Рассматривание
сюжетной картинки
«Дети кормят
рыбок»

Звук [п]

«Уточка и
курочка»

____

3.3. Перспективный план работы с детьми раннего возраста (23лет)
Месяц

Тема

Часы

Сентябрь

«Игра с
зонтиком

1

Содержание занятия
- рассматривание зонтика
-чтение стихотворения
16

Взаимосвязь с
родителями

«Игрушки»

Звук [а]

Октябрь

1

1

«Кто грибок
найдет?»

1

«Купание
куклы»

1

-обыгрывание потешки
«Большие ноги шли по
дороге»
-игровая ситуация
«Дождик», «Не наступи в
лужу»
-подвижная игра
«Солнышко и дождик»
О.Э.Литвинова (с.6-11)
-чтение стихотворения
-рассматривание неваляшки
-рассматривание машины
-игра «В машине»
-чтение стихотворения
(с. 50-54)
-дыхательное упражнение
«Поможем бабочке улететь»
-игровая ситуация «Успокой
куклу»
-игра «Чудесный мешочек»
-чтение стихотворения с
показом предметов
(картинок) (с. 88-90)
-пальчиковая игра
«Ладушки»
-песня «Дождик»
-игра «Прилетела птичка»
-игра «Догонялки с
мишкой»
-стих с движ-ми «Поехали»
(конспект с.24)
-показ принадлежностей для
купания куклы
-выполнение действий с
проговариванием слов и
предложений- чтение потешек
«Водичка», «Куколка»
-физкультминутка с чтением
стихотворения Л. Разумовой
«Свинка моет в луже
брюшко…» (с.12-15)

17

заучивание
потешки

беседа по
игрушкам

закрепление
образа буквы

повторение
потешек

«Игра с
овощами№

Звук [у]

Ноябрь

1

1

«Утенок и его
друзья» по
стихотворению С.
Кузьмина

1

«Угощаем
кукол чаем»

1

«Рассматривание
сюжетной
картинки
«Мать купает

1

-рассматривание картинок с
изображением овощей
-игра «Мы по группе
пойдем и овощи найдем»
-игровое упражнение «Где
лежат овощи»
-игра с прищепками
«Подари овощу хвостик!»
с.(55-58)
-дыхательное упражнение
«Устроим листопад»
-игровое упражнение «Едем
на поезде»
-игровое упражнение
«Ауканье», «Кто как
кричит»
-игра «Кот»
-чтение потешки «Как у
нашего кота»
-совместное рассказывание
потешки (с.91-95)
-пальчиковая игра «Утенок»
-песня «Вороны»
-песня «Котенька»
-игра «Прилетела птичка»
-игра «Кот и мыши»
(конспект с.27)

-чтение стихотворения
Е.Николаевой «Посуда» с
показом и рассматриванием
посуды
-дидактич. игра «Чего не
стало»
-логоритмическое
упражнение «Ладушки»
-игра ситуация «Накроем на
стол» (с.15-19)
-рассматривание сюжетной
картинки «Мать купает
ребенка»
-физкультминутка с чтением
стихотворения Л. Разумовой
18

закрепление
названия
овощей

повторение
потешки

закрепление
названия
посуды

ребенка»
Звук [ о]

Декабрь

1

«Кот Василий»

1

«Наряжаем
елку
игрушками»

1

«Рассматрива
ние сюжетной
картинки
«Дети моют
руки»

1

Звук [и]

1

«Зайкин дом»

1

«Свинка моет в луже
брюшко» (с.58-61)
- игровое упражнение
«Устроим листопад»
-игровая ситуация «Кукла
болеет»
-игра «Чудесный мешочек»
-логоритмическое
упражнение «Яркими
красками листья сверкают»
-чтение стихотворение А.
Бешенцева «Отлетели
птицы к югу» (с.95-98)
-песня «Котенька»
-игра «Кот и мыши»
-марш Е. Тиличеевой
-пальчиковая игра «Пышка»
(конспект с.28)
- чтение стиха А. Усачева
«Выбрал папа елочку»
-пальчиковая гимнастика
«Не коли нас, елка»
-рассматривание елочных
шаров
-украшение елки елочными
шарами
- подвижная игра «Елочка»
(с.20-24)
-рассматривание сюжетной
картинки «Дети моют руки»
-пальчиковая гимнастика
«Водичка, водичка»
(с.61-65)
-игровое упражнение
«Подуем на снежинки»
-игровое упражнение
«Песенка лошадки»
-игровое упражнение
«Веселые колокольчики»
-чтение стихотворения
«Иней солнцу рад с утра»
(с.98-103)
-стих с движениями «Падает
19

закрепление
образа буквы

повторение
стиха

закрепление
образа буквы

январь

«Инсценировка
стихотворения
А.Барто «Дело
было
в
январе»

1

«Уложим
куклу спать»

1

Звук [д]

1

Февраль «Игра с
солнечным
зайчиком»

«Кукла
собирается на
прогулку»

1

1

снежок»
-песня «Заинька»
-упражнение «Зайчики»
-стих с движениями
«Снежный дом»
(конспект с. 31)
-показ слайдов (картинок)
«Дикие животные зимой»:
-лиса на снегу, -волк на
снегу, -заяц на снегу,
-зимний пейзаж;
-инсценировка стих-ния А.
Барто «Дело было в январе»
-танец «Заинька, походи»
-игра с прищепками
«Спрячем зайцев от волка»
(с.24-30)
-рассматривание куклы
-игра «Уложим куклу спать»
-разговор на тему «Как я
играю с куклой» (с.66-69)
- игровое упражнение «Чей
снежок дальше улетит»
-игра «Что это у нас?»
-игровое упражнение «Дада-да»
--игровая ситуация с
куклами
-игра «Колокольчики»
(с.103-108)
-беседа о весне
-логоритмическое
упражнение «Кап-кап»
-игровое упражнение «Где
сидит зайчик»
-чтение стихотворения
-игровое упражнение «Где
сидит зайчик»
-игровое упражнение
«Догони зайчика» (с.30-34)
-приход куклы с санками
-игровая ситуация «Выбери
зимнюю одежду и обувь)
20

повторить
название диких
животных,
части тела

Закрепить образ
буквы

повторить

Март

Звук [Т]

1

«Танюшка»

1

«Наша мамы»

1

«Прятки»

1

-рассматривание одежды
название зимней
для прогулки
одежды
-физкультминутка
-игровая ситуация «Научим
Машу одеваться»
-инсценировка песни
«Машенька, Маша» (с. 6974)
-игровое упражнение
«Кораблик»
-игровое упражнение
«Топаем по дорожке»
-пальчиковая гимнастика
закрепить образ
«Большие ноги шли по
буквы
дороге»
-игровое упражнение «Кто в
теремочке живет»
- чтение стих-ния Е.
Благининой «Теремтеремок!» (с.109-113)
-стих с движениями
«Потягушечки»
-пальчиковая игра
«Лепешки»
-игра «Тихие и громкие
погремушки»
-стих с движениями
«Леталочка»
(конспект с. 34)
-чтение стихотворения
«Мамочка» У. Раджаб
-рассматривание семейных
фотографий детей
стихотворение
-чтение стих-ния Е.Раннева
наизусть
«Берегите маму»
-совместное рассказывание
стх-ния «Мамочка»
-исполнение песни «Кто нас
крепко любит?» (с.34-39)
-игровая ситуация «Котята в
корзинке»
-рассматривание игрушеккотят
-физмин-ка «Как у нашего
21

кота…»
-чтение стих-ния «Котята» и
его обыгрывание
-игра в прятки с игрушкамикотятами (с.75-79).
Звук [м]

Апрель

1

- игровое упражнение «Чья
ленточка выше поднимется»
-игровое упражнение «Как
мычит корова»
-игровая ситуация с «котом»
и куклой
-песенка-инсценировка
«Котенок»
-инсценировка стиха
«Кошка» (с.114-118)

«Верные
друзья
по
стих-нию
Н.Мигунова»

1

-прибаутка «Петушок»
-упр-ние «На крыше»
-песня с движениями
«Бобик и птички», «Ручеекжурчалочка»
- игра «Прокати, лошадка,
нас» (конспект с.37)

«Инсценировк
а рассказа Н.
Павловой «На
машине»

1

«Кто что
делает?»

1

-игровая ситуация с
машиной
-игровое упражнение
«Найди пару»
- игра «Поиграем»
-инсценировка рассказа И.
Павловой «На машине»
(с.39-43)
-игры с флажком и
рассматривание картинки
«Мальчик ходит с флажком
в руке»
-игры с мячом и
рассматривание картинки
«Девочка играет с мячом»
-рассматривание сюжетной
картинки «Девочка танцует
с платочком» (с.79-84)
22

повторение
стиха

закрепить образ
буквы

закрепить
название частей
машины, их
цвет

Звук [б]

Май

1

«Про
петушка» (по
мотивам
русской
народной
потешки)
«Рассматривание
предметных
картинок с
изображением
домашних
птиц (курочка,
цыпленок,
гусь,
гусенок)»

1

«Рассматрива
ние сюжетной
картинки
«Дети кормят
рыбок»

1

1

-игровое упражнение
«Подуем на листочки»
-игра «В машине»
-игровое упражнение
«Большие и маленькие
машины»
-игровое упражнение с
барабаном
-чтение стиха Г. Виеру
«Ежик и барабан» (с.119123)
-пальчиковая игра «Бычок»
-игра «Прогоним курицу»
-танец «Вот как пляшут
наши ножки»
-прибаутка «Петушок»
(конспект с.40)
- показ слайдов (картинок)
домашних птиц и их
детенышей, читает стихи
«Гусь», «Гусенок»,
«Петушок», «Цыплята»
-сравнение изображения
домашних птиц
-наполнение песни «Вышла
курочка гулять» с
выполнением движений»
-инсценировка сказки Д.
Биссета «Га-га-га!» (с.43-50)
-рассматривание игрушкирыбы
-пальчиковая гимнастика
«Молча плавают рыбешки»
-рассматривание сюжетной
картинки «Дети кормят
рыб»
-чтение стиха т. Второвой
«Рыбка рыбку догоняла,»
-игра «Запустим рыб в
аквариум» (с. 84-87)

23

закрепить образ
буквы

повторить
название
детенышей

повторить стих

Звук [п]

«Уточка и
курочка»

1

-игровое упражнение
«Подуем на шарик»
-игровая ситуация с
цыпленком и петушком
-малоподвижная игра
«Гимнастика м с мамой»
- прибаутка «Петушок»
-песня «Цыплята»
-пальчиковая игра «Бычок»,
«Цыпа-цыпа»
(конспект с. 43)

Закрепить образ
буквы

3.4. Конспекты логоритмических занятий
Занятие 4 (сентябрь)
КТО ГРИБОК НАЙДЕТ?
ОБОРУДОВАНИЕ
Фонограмма шума дождя; игрушки: гриб, птичка на веревочке, зайчик,
мишка, машина; осенние листья красного, желтого и оранжевого цвета для
каждого ребенка.
Слышен шум дождя (кассета «Из чего родилась музыка»).
В о с п и т а т е л ь . С утра льет дождик. Скучно ребятам сидеть дома, стали они
пальчиками играть.
Пальчиковая игра «Ладушки»
В о с п и т а т е л ь . Дождик все льет и льет. Попросим его перестать.
Дождик льется - кап-кап-кап!
Ты не капай долго так!
Очень мы хотим гулять,
По дорожке в парк шагать.
Песня «Дождик»
В о с п и т а т е л ь . Нам не нравится, когда идет дождь. А грибы от дождя
растут.
Белый гриб под ливнем теплым
Накопил немало сил!
Отдохнуть к себе на шляпку
Он улитку пригласил!
24

А. Аблоухова
Воспитатель показывает гриб.
Стоит грибок в лесу в траве, красуется.
Если осень наступила,
Значит, лето отступило.
По утрам в лесу прохладно,
Но красиво и нарядно.
В. Борисов
Вот какие красивые листики - желтые, красные, оранжевые.
Воспитатель показывает, дети называют цвет листьев.
Танец с листьями
В о с п и т а т е л ь . Один листочек закружился и упал на грибок. Спрятался
грибочек. Не видно его из-под листа. (Прячет гриб под листочком.)
Кто в лесок пойдет?
Кто грибок найдет?
Далее действие сопровождается показом игрушек.
Прилетела птичка искать грибочек.
Много птиц в лесу живет,
Кто кричит, а кто поет.
С. Кузьмин
Чирикает воробей, ищет грибок. Ребятки, как поет воробышек?
Дети отвечают: «Чик-чирик!»
Игра «Прилетела птичка» (с. 10)
В о с п и т а т е л ь . Не нашла птичка грибок.
Кто в лесок пойдет?
Кто грибок найдет?
Прискакал зайчик, ищет грибок. Но шорох услыхал, испугался и убежал.
Русская народная песня «Зайка»
Воспитатель
Кто в лесок пойдет?
Кто грибок найдет?
Идет по лесу мишка, мишка-топтыжка. Он не заметил под листочком грибок.
Пошел мишка дальше, со своими приятелями играть стал.
Игра «Догонялки с мишкой»
Воспитатель
Кто в лесок пойдет?
Кто грибок найдет?
25

Пошли в лес, ребята.
Стихотворение с движениями «Поехали»
Поехали, поехали

Двигаются друг за
другом,
За грибами, за орехами... притопывая ногами.
Гриб-грибок,
Останавливаются и
показыПолезай в кузовок.
вают, как собирают
грибы
и складывают в корзину.
Приехали, приехали
Двигаются друг за
другом.
С грибами, с орехами.
Русская народная
потешка
Нашли грибок ребята. Тут и машина загудела: «Би-би! Выходите, дети, из
лесу. Поедем домой!»
Дети «уезжают на машине» под песню «Машина» Ю. Слонова (сборник
«Музыка в раннем детстве», с. 7).

Занятие 4(октябрь)
УТЕНОК И ЕГО ДРУЗЬЯ по стихотворению С. Кузьмина
ОБОРУДОВАНИЕ
Игрушки: утенок, ворона, воробей на веревочке, котенок, мышонок; бубен для
каждого ребенка.
В о с п и т а т е л ь . Посмотрите, ребята, к нам в гости пришел утенок.
(Показывает утенка.) Здравствуй, утенок! (Утенок крякает.)
Утенок рано встает
И очень громко в бубен бьет: Эй, друзья, пора вставать!
Поднимайтесь, хватит спать!
Песня «Веселый бубен»
В о с п и т а т е л ь . Друзья просыпались, и утенок звал их с собой на речку.
Упражнение «Ноги и ножки»
В о с п и т а т е л ь . На речке утенок ловил рыбу для своих друзей.
Пальчиковая игра «Утенок» Воспитатель
Но друзья его без рыбы
Запросто прожить могли бы.
Вороненок с утра занят.
26

(Показывает ворону.)
Вороненок, каждый знает,
Все в гнездо к себе таскает:
Нитки, щепки и конфеты,
Даже рваные газеты.
Съесть он хочет корочку хлеба, даже с другими воронами из-за нее подрался.
Песня «Вороны» Е. Тиличеевой
Дети подпевают воспитателю.
Возле елочки зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар!
Из-за корочки подрались,
Очень громко разорались:
Кар-кар-кар!
Воспитатель:
Друг утенка - воробей
Хлеб унес от голубей.
Съел горбушку всю до крошки,
А на ужин будут мошки.
Погладим, дети, воробышка.
Игра «Прилетела птичка»
В о с п и т а т е л ь . У утенка самый веселый друг - котенок. (Показывает
котенка.)
В доме все летит вверх дном Кот играется с клубком.
Отдохнет потом слегка Выпьет миску молока.
Песня «Котенька»
В о с п и т а т е л ь . Другой друг утенка - мышонок. (Показывает мышонка.)
Мышка, знают все давно,
Ест и крошки, и зерно.
Но известно на весь мир,
Как мышата любят сыр.
Мышки играют с котенком.
Игра «Кот и мыши»

27

В о с п и т а т е л ь . Но как только начинает идти дождик, утенок и его друзья
спешат домой.
Игра «Солнышко и дождик»
В о с п и т а т е л ь . Вот сколько у утенка друзей. Давайте их назовем.
Воспитатель показывает игрушки, дети их называют

Занятие 4 (ноябрь)
КОТ ВАСИЛИЙ
ОБОРУДОВАНИЕ
Игрушки: кот, мышка, малыш в колыбельке; барабан для каждого ребенка;
запись колыбельной песни.
Воспитатель показывает кота-игрушку и ведет с ним диалог.
В о с п и т а т е л ь . Здравствуй, Васенька! К о т . Мяу!
В о с п и т а т е л ь . Иди сюда, мой хороший, мой красивый. (Гладит кота.)
Мы про тебя сейчас песенку споем.
Песня «Котенька»
Воспитатель инсценирует стихотворение «Кот Василий» А. Крылова.
—Кот Василий, где ты был?
—Я мышей ловить ходил...
—Почему же ты в сметане?
—Потому что был в чулане...
—Долго ль был там?
—Полчаса...
—Ну и что там?
—Колбаса...
—А откуда же сметана?
—Отвечай-ка без обмана,
—Расскажи нам поскорей,
—Как ты там ловил мышей.
—Там сидел я возле кваса...
—Нюхал жареное мясо,
—Только глянул на творог —Вижу - мышка на порог!
Я - за мышкой по чулану
И наткнулся на сметану,
Зацепился за мешок.
Опрокинулся горшок,
28

На меня упало сало...
—Где же мышка?
—Убежала...
Игра «Кот и мыши»
Воспитатель показывает мышку. В о с п и т а т е л ь
Убежали мышки в
норку,
Там погрызли хлеба
корку.
А потом давай плясать,
Топать, хлопать и
скакать.

Дети стучат
зубками
( «грызут» ).

Воспитатель
И достали барабан,
Заиграли - трам-там-там!
Тра-та-та, тра-та-та!
Не боимся мы кота!
Мы кота-воркота
Завернем за ворота.
Русская народная потешка
«Марш» Е. Тиличеевой
Трам-пам-пам, трам-пам- Дети играют на
пам!
барабанах.
Так играет барабан!
Ударяют палочками в
бараТрам-пам-пам, трам-пам- бан.
пам!
Спать мешает по утрам!
Тихо играй, нам не
Поднимают палочки
мешай,
вверх
Палочки вверх ты
и стучат друг о друга.
поднимай!
В о с п и т а т е л ь . Кот Василий недоволен, что мыши над ним смеются. Но
хозяйка нашла ему работу.
Уж ты, котенька-коток,
Котик, серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать.
29

Я тебе ли, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
И кусок пирога.
Русская колыбельная песенка
Котик и говорит: «Сначала молочком напоите да пирожком угостите».
Напекла хозяйка для Василия пышки.
Пальчиковая игра «Пышка»
Пышка-лепешка
В печи сидела,
В печи сидела,
На нас глядела,

«Пекут пирожки» (то
одна
рука сверху, то
другая).
Соединяют
указательные и
большие пальцы и
приставляют их к глазам.
Подносят ладони ко
рту.

В рот захотела.
Ам!

Русская народная
прибаутка
Воспитатель:
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси.
Покушал котик и стал качать колыбельку, петь песенку малышу.
Песня с движениями «Колыбельная»
Ой, люли-люшенки,
Баиньки-баюшеньки...
Сладко спи по ночам
Да расти по часам.

Кладут руку на руку и
покачивают ими.
Поднимают руки
вверх.

Русская колыбельная
песенка
В о с п и т а т е л ь . Спит малыш. Свернулся клубочком кот и тоже задремал. И
мы с вами отдохнем.
30

Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и отдыхают под звучание
колыбельной (кассета «Колыбельные»). Потом садятся, потягиваются, встают и
спокойно выходят из зала.

Занятие 4 (декабрь)
ЗАЙКИН ДОМ
ОБОРУДОВАНИЕ
Игрушки: зайчик, несколько маленьких зайчиков, волк; фланелеграф;
картинка для фланелеграфа ледяной дом; бубен; погремушки для каждого
ребенка; запись любой колыбельной мелодии.
В о с п и т а т е л ь . Ребятки, какое сейчас время года? Зима Снег идет каждый
день.
Вечером зимним
Падают звезды,
Падают с неба
На город морозный.
Тают неслышно
Звезды-снежинки
И на ладошке
Блестят, как слезинки.
В. Степанов
Стихотворение с движениями «Падает снежок»
В о с п и т а т е л ь . В лесу живет зайчик. Скажите, ребята, какого цвета зимой
стала шубка у заиньки?
Дети отвечают.
Летом зайка носил серую шубку, а зимой надел белую. Но холодно зайке
зимой в лесу.
Жил-был зайчик,
Длинные ушки.
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
В. Хорвал
Песня «Заинька»
Воспитатель
Бедный зайка!
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
И поехал греться
31

К ребятишкам в гости.
Там тепло и славно,
Волка нет.
И дают морковку
На обед.
В. Хорвал
Покажем, как зайчик поскакал к ребятам.
Упражнение «Зайчики»
В о с п и т а т е л ь . Накормили ребята зайчика морковкой. (Кормит зайчика.)
Зайка рассказал о своем житье-бытье.
Зайцу холодно зимой.
Про себя решил косой: Вот придет весна, потом
Я себе построю дом.
И. Краснобаева
Не надо, зайка, ждать весны. Мы для тебя сейчас построим дом из снега.
Стихотворение с движениями «Снежный дом»
Воспитатель выкладывает на фланелеграфе ледяной домик.
В о с п и т а т е л ь . Посмотри, заинька, какой красивый дом получился. Все
зайчики будут жить в новом доме. (Ставит перед домом зайчиков.)
Начинается веселье.
Скоро будет новоселье.
На праздник зайка всех зовет,
Пышки для гостей печет.
Пальчиковая игра «Пышки»
Воспитатель
Зайка праздник начинает.
Для гостей оркестр сыграет.
Песня «Бубен и погремушки»
Воспитатель
Надоело заиньке стоять,
Зайка хочет поплясать.
В о с п и т а т е л ь . Услышал про новоселье волк. Пришел он в гости,
угостился пышками и стал с зайчиком играть.
Игра «Зайцы и волк»
(на мотив песни «Маленькая елочка» М. Красева, сборник «Песни для
детского сада», с. 38)
32

Маленьким заинькам
Холодно зимой,
Прыгают заиньки
Под большой сосной.
Лапкой о лапочку
Хлопают они,
Очень холодные
Наступили дни.
Слушают зайчики:
Это волк идет.
Но в сугробе зайчиков
Серый не найдет. Из
сугроба длинные
ушки торчат.
Я поймаю маленьких,
Догоню зайчат.

Дети-«зайцы» прыгают
на
обеих ногах по всему
залу.
Стоя
на
месте,
хлопают
ладонями друг о друга.
Встряхивают
опущенными
кистями
рук
(
«дрожат» ).
Приставляют ладошку
то
к одному уху, то к
другомуГрозят пальчиком.
«Зайцы»
приседают.
Между
ними
ходит
воспитатель с
игрушечным волком.
Дети-«зайцы» убегают
от
«волка» на места.

Воспитатель
Входит вечер на порог,
В небе звезды он зажег.
В доме тихо, тихо-тихо.
Задремала мать-зайчиха.
И. Пивоварова
Быстро, зайчики, в кровать!
В новом доме будем спать!
Песня с движениями «Колыбельная»
Воспитатель укладывает зайчиков спать. Дети на цыпочках уходят из зала под
запись «Колыбельной».

Занятие 4 (февраль)

33

ТАНЮШКА
ОБОРУДОВАНИЕ
Иллюстрации: девочка сидит на кроватке, катается на горке на санках, кормит
у окошка голубей; погремушки для каждого ребенка; игрушка кошка; запись
колыбельной мелодииУ дедушки, у бабушки
Была внучка Танюшка.
Утром просыпалась,
Всем сразу улыбалась.
Воспитатель показывает иллюстрацию девочки, сидящей на кровати.
Стихотворение с движениями «Потягушечки»
Потягу-тягунюшки,
Порасту-растунюшки.
Ножки-ходунюшки,
Ручки-хватунюшки,
Ротик-говорунюшки:
Ля-ля-ля...
Л. Яхнин

Дети разводят руки в
стороны, поднимают
вверх и
встают на носки.
Топают ножками.
Сжимают и
разжимают
пальцы рук.
Прикасаются
ладонями ко
рту.

Воспитатель
Ладушки-ладушки,
Печет лепешки бабушка
На завтрак милой Танюшке.
Пальчиковая игра «Лепешки»
Воспитатель
Танюшка поела
И на стульчик села:
- Где мои игрушки,
Игрушки-погремушки?
Игра «Тихие и громкие погремушки»
Воспитатель
Танечка, гулять пора.
34

На дворе нас ждет игра.
Но на улице мороз,
Отморозить можно нос.
Теплее одевайся,
На прогулку собирайся.
Песня с движениями «Дед Мороз»
Воспитатель показывает иллюстрацию «Дети катаются на cai ках с горки».
Воспитатель
Покатились санки вниз.
Крепче, Танечка, держись,
Ты смотри, не упади Там канавка впереди.
Игра «Санки»
Воспитатель
Видит, Танюшка,
Летает пичужка.
Подлетел к ней голубь.
Прилетел голубь с неба,
Просит голубь корку хлеба: Дайте крошек! Есть хочу...
Или к вам не прилечу!
А. Усачев
У Танюшки с собой хлеба нет. Голубь обиделся и улетел
Стихотворение с движениями «Леталочка»
Тюшки, тютюшки,
На горе пичужки.
На гору Танюшка Ух-ух-ух!
От нее пичужка Фыр-фыр-фыр,
Улетела!
Л. Яхнин

Хлопают в ладоши.
Поднимают вверх
руки и
машут кистями.
Ходят на месте.
Взмахивают кистями
рук.
Убегают на места.

В о с п и т а т е л ь . Пришла Танюшка домой, раскрыла окошко, позвала
голубей. (Показывает иллюстрацию «Девочки кормит голубей».)
Гули-гули-гули-гули...
Таня кормит голубей.
Стаи легкие вспорхнули
35

И летят навстречу ей.
- Гули-гули-гули-гули...
Таня сыплет им пшено.
Кошка вертится на стуле,
Просит выпустить в окно.
3. Александрова
Песня с движениями «Птичка»
Воспитатель
Вот окошко распахнули,
Вышла кошка на карниз.
Гули-гули-гули-гули
В небо синее взвились.
Гули-гули-гули-гули
Кошку ловко обманули.
3. Александрова
Игра «Кошка и птички»
Воспитатель
Птичек Таня накормила
И покушала сама,
А потом легла в кроватку.
Нашей Тане спать пора.
Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и отдыхают под запись
«Колыбельной». Воспитатель рассказывает на фоне музыки.
Выплыл месяц. Спать пора...
Все ложатся до утра.
Наши детки в спаленке,
Котик - на завалинке,
Птичка - в мягоньком гнезде,
Рыбка сонная - в воде.
Закрывают очи.
Всем - спокойной ночи!
В. Хесин

Занятие 4 (март)
ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ по стихотворению Н. Мигунова
ОБОРУДОВАНИЕ
36

Игрушки: кукла, петушок, кошка, собачка, утка, козочка, лошадка-качалка,
зайка, белка, ежик; бубны и погремушки; маска петуха.
Действие сопровождается показом игрушек. В о с п и т а т е л ь
В день рождения Аленки
Гости к девочке пришли
И для маленькой хозяйки
Все подарки принесли.
Первым прибыл петушок:
«Самый главный я дружок.
Я за временем слежу
И Аленушку бужу».
Петушок голосисто закукарекал.
Русская народная прибаутка «Петушок»
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Щелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
Громко песни поешь,
Деткам спать не
даешь?
- Кукареку!

На стульчике
сидит ребенок и «спит»,
сложив руки
под щечку. Около него
стоит ребенок«петушок».
Дети поют песню.

«Петушок»
кукарекает,
спящий ребенок
просыпается и убегает на свое
место.

Воспитатель
На пороге серый котик
Умывал свой хитрый ротик
Я Алену охраняю,
Серых мышек прогоняю».
Упражнение «На крыше»
Воспитатель
Но услышал это Бобик:
«Гав, я сторож у Аленки
37

И поэтому, друзья,
Верный друг - так это я!»
Бобик показал, как он слушается свою хозяйку и умеет гонять птиц.
Песня с движениями «Бобик»
Игра «Бобик и птички»
Воспитатель
«Кря-кря-кря, - сказала утка, Помолчите-ка минутку.
У Аленки есть друзья:
Это селезень да я » .
Все утиное семейство сплясало для именинницы.
Танец уточек
Воспитатель
И с пунцовой розочкой
Ждет Аленку козочка:
«Ме-е-е, к хозяйке я пришла,
И меня она звала».
Козочка подарила розу Аленке и рассказала ей, как гуляла около ручейка.
Песня с движениями «Ручеек-журчалочка»
Воспитатель
И заржал сердито конь:
«Нашу дружбу ты не тронь!
Вам скажу я, не тая,
Лучший друг - так это я!»
Конь покатал Аленушку.
Игра «Прокати, лошадка, нас»
Воспитатель
Подошли лесные гости:
«Вы о дружбе спорить бросьте.
Нас Аленка тоже знает, .
Очень любит, угощает.
Чтобы зайка прыгал ловко,
Угостит его морковкой,
Рыжей белке даст орешки,
Кормит ежика без спешки».
38

Звери сыграли для Аленушки веселую мелодию.
Песня «Наш оркестр»
Воспитатель
Тут Аленушка пришла:
«Всех вас в гости я звала.
И серьезно вам скажу, Ч
то со всеми я дружу».
Гости и Аленка стали плясать и веселиться.
Танец «Раз-два»

Занятие 4 (апрель)
ПРО ПЕТУШКА по мотивам русской народной потешки
ОБОРУДОВАНИЕ
Игрушки: петушок, бычок, утка, овечка, курица, кукла; бубны и погремушки;
маска петуха.
Воспитатель показывает детям петушка. В о с п и т а т е л ь .
Ребята, кто это? Дети отвечают.
Петушок утром раньше всех встает, всех будит. Говорят: «Петушок поет рассвету весть подает». Наш петушок не хочет кричать: «Кукареку!»
Далее действие сопровождается показом игрушек.
Петух-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
На воротах сидел,
Песен петь не хотел.
Пришел бычок,
А петух - молчок.
Рассердился бычок, пошел искать того, с кем можно пободаться, и встретил
другого бычка.
Пальчиковая игра «Бычок»
Ой, бычок, бычок, бычок! Дети поддерживают
указа39

Бычок - пестренький
бочок.

тельный и средний
пальцы
большим, выпрямив
указательный и мизинец,
показывая рога бычка.
Встретил рыжего он
Показывают «рога»
братца
второй
рукой.
И давай скорей бодаться - «Бодают» руками друг
друга.
Му-у-у!..
Вытягивают обе руки
впеПришла утка,
ред, показывая «рога»
и гоА петух сердит не на
ворят.
шутку.
В о с п и т а т е л ь . Уточка обиделась на петуха и пошла со своими утятами
плавать в реке.
Танец уточек
Воспитатель
Прибрела овечка,
А петух - ни словечка.
Приплелась курица,
А петушок все хмурится...
Пошла курица с цыплятами на грядки, рассады хотела поклевать, да ребята не
позволили ей разорять огород.
Чешская народная игра «Прогоним курицу»
(сборник «Музыка в детском саду. Вторая младшая
группа». с. 105)
Ко-ко, курочка,
Дети-«курочки» ходят по
Ко-ко, черная.
кругу, взмахивая руками.
В центре стоит ребенок.
Я на эту грядку
«Курочки» приседают и
Не пущу хохлатку.
«клюют». Ребенок
грозит
Мы прогоним курицу
им пальцем.
Со двора на улицу.
Кш-ш!
Ребенок хлопает в
ладоши.
Русский текст В.
Дети убегают от него на
Викторова
40

места.
Воспитатель
Но лишь из дома нашего
Выбежала Машенька,
Улыбнулась на бегу Петух запел: «Кукареку!»
Танец «Вот как пляшут наши ножки»
Побежали, побежали
Ножки по дорожке!
Топ-топ, топ-топ,
Ножки по дорожке!
Заплясали, заплясали
Ладушки-ладошки!
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп Ладушки-ладошки!
Покружились,
покружились
Наши ребятишки!
Вот как, вот как Наши ребятишки!
И.
Черницкая

Бегут по кругу друг за
другом.
Хлопают в ладоши.

Кружатся, показывая,
руками «фонарики».

В о с п и т а т е л ь . Сказал петушок Машеньке:
- Здравствуй, Машенька,
Раскрасавица!
Для тебя мне петь
Очень нравится.
Русская народная прибаутка «Петушок»
В о с п и т а т е л ь . Машенька позвала друзей да подружек, и они сыграли для
петушка веселую музыку.

Занятие 4 (май)
УТОЧКА И КУРОЧКА
ОБОРУДОВАНИЕ
41

Фланелеграф; картинки для фланелеграфа: петушок, барашек, козочка,
цыплята, курочка, бычок, утка, утята; маска петуха; бубны, погремушки.
Действие сопровождается выкладыванием на фланелеграфе персонажей в
соответствии с сюжетом.
В о с п и т а т е л ь . В деревне главный командир на птичьем дворе - петушок.
Раньше всех он просыпается, громко поет, всех будит.
Идет, идет петушок,
Набок гребешок,
Красная бородка,
Костяная головка.
- Сам я рано встаю
И другим спать не даю,
На заборах я сижу,
Громче всех кричу:
Ку-ка-ре-ку!
Русская народная потешка
Русская народная прибаутка «Петушок»
В о с п и т а т е л ь . Услышали петушка домашние животные, проснулись,
вышли во двор. Подошел к петуху барашек. Он только что подстригся.
Подстригается барашек,
Не жалеет он кудряшек.
Знает: надо подождать,
Кудри вырастут опять.
В. Степанов
Попросил барашек у петушка гребешок, чтобы поправить прическу.
Стихотворение с движениями «Петушок»
В о с п и т а т е л ь . Выбежали во двор козочки, поскакали к ручейку водички
напиться.
Песня с движениями «Ручеек-журчалочка»
В о с п и т а т е л ь . Проснулись и цыплята, заплясали во дворе, радуются
новому дню.
- Пи-пи-пи, ко-ко-ко!
Жить на свете хорошо!
Танец «Вот как пляшут наши ножки»
В о с п и т а т е л ь . Мама-курочка повела своих цыплят на прогулку. Цыплята послушные дети. Они шли за мамой и делали все, что она им велела.

42

Песня «Цыплята» А. Филиппенко
(сборник «Учите детей петь», с. 70)
Вышла курочка
гулять,
Свежей травки
пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
- Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце.
Т. Волгина

Идут по кругу за
воспитателем-«курочкой»,
положив
ладони на свои плечи.
Грозят пальцем.
Поочередно выставляют
вперед руки с
раздвинутыми
пальцами.
Приседают и стучат
пальчиками по полу.
Складывают ладошки
«чашечкой» и подносят их
ко
рту.

В о с п и т а т е л ь . Бычок удивлялся: «Какие послушные детки у тетушки
Наседки!» Потом побежал играть со своим братом.
Пальчиковая игра «Бычок»
В о с п и т а т е л ь . Курица повела цыплят в огород. Но из огорода их быстро
выгнали - нельзя разорять грядки.
Чешская народная игра «Прогоним курицу» (с. 88)
В о с п и т а т е л ь . Тогда мама-курочка повела детей к реке. Там уже гуляли
утята под присмотром мамы-утки.
Три желтых утенка
Купались в реке.
Танец уточек
Воспитатель
Три желтых цыпленка
Копались в песке.
Пальчиковая игра «Цыпа-цыпа»
Воспитатель
А мамы их - курица с уткой 43

Свободной пленившись минуткой,
На лодочке рядом катались,
На деток своих любовались:
На деток-утяток,
На деток-цыпляток,
Таких дорогих
От макушек до пяток!
И. Мазнин
Бубны взяли цыплята,
Погремушки - утята,
И зазвучал для всех
Замечательный оркестр.

44

3.5. Программно-методическое обеспечение
Разделы
Раздел
«Формирование
правильного
звукопроизношения»

Дополнительная литература
1. Т.А. Ткаченко «Правильно произносим звук» звуки
«л,р,с,ш»
2. В.В. Коноваленко «Автоматизация сонорных звуков,
свистящих, шипящих звуков»
3. Н.В. Новоторцева «Рабочая тетрадь по развитию речи»
4. Т.А. Ткаченко «Фонетические рассказы с картинками на
звуки» (р-рь,с-сь, ш-ж, з-зь, л-ль, ц)
5. Л.Н. Зуева «Занимательные упражнения по развития
речи»
6. В.В. Коноваленко «Домашняя тетрадь для закрепления
звуков
7. И.В. Баскакина Логопедические игры. Свистелочка.
Шипелочка. Жужжалочка. Приключения «л»
8. Е.Н. Спивак Речевой материал для автоматизации и
дифференциации звуков у детей 5-7лет.
9. Н.В. Соколова Логопедическая тетрадь на звуки.
10.Программа развития и обучения дошкольника 5 лет.
11.А. И.Богомолова
12.Н.В.Кучмезова, И.А.Лигостаева. Формирование
элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с
ОВЗ

УМК
- раздаточный материал
- пособие «окошечки»
- картинки на звуки
- игры на звуки:
«Необычные цветы»
«Подбери и назови»
«Я различаю звуки»
«Логопедическое лото»
«Необычный дом»
«Веселый зоопарк»
«Рыбалка»
«Разберитесь сами»
- альбом «Обследование
звукоприозношения»
- набор Каше
- парные картинки

Раздел
«Формирование
грамматического
строя»

Раздел
«Фонематического
слуха»

1. Т.А. Ткаченко «Формирование лексикограмматических представлений»
2. Т.А. Ткаченко «Сборник упражнений и методических
рекомендаций»
3. В.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические
занятия в старшей группе для детей с ОНР»
4. Бунеева «По дороге к азбуке» 1-2 часть
5. О.Э.Литвинова. Речевое развитие детей раннего
возраста. Словарь. Звуковая культура речи.
Грамматический строй речи. Связная речь.
6. М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических
занятий с детьми 2-3 лет.
1. Н.М. Миронова «Развиваем фонематическое
восприятие М. 2007»
2. Н.Е. Ильякова «Настольные логопедические игрызанятия для детей 5-7 лет»
3. Л.Н. Зуева «Занимательные упражнения по
развитию речи»
4. И.С. Лопухина Логопедия. Звуки. Буквы. Слова. СП 2001
5. Т.А.Ткаченко Логопедическая тетрадь. Развитие
фонематического восприятия и навыков звукового
анализа. С-П 1998
6. Программа развития и обучения дошкольника 6 лет
М 2000
7. Картотека игр и упражнений на развитие
фонематического слуха

1. Демонстрационный
материал
- словообразование
- множ.число
существительных
- антонимы
- играем с глаголами
- относительные
прилагательные
- уменьшительноласкательные формы
- согласование сущ.+ числит.
- предлоги

Раздел
«Формирование
словаря»

Раздел
«Работа над слоговой
структурой слова»
Раздел
«Развитие мелкой
моторики»

1. Т.А. Ткаченко. Фонетические рассказы с
картинками на звуки.
2. Каше. Сюжетные картинки
3. Оморокова. Бочкарева. Сюжетные картины по
развитию речи
4. Васильева. Сюжетные картины по развитию речи 1
класс
5. Гербова. Картины по развитию речи детей
старшего дошкольного возраста.

1. Л.Н. Зуева Занимательные упражнения по
развитию речи.

1. Т. Верясова «Раз, два, три, четыре, пять
вышли пальчики гулять»
2. Цвынтарный «Играем пальчиками-развиваем
речь»
3. Н.Ю. Костылева Покажи и расскажи.
Игровые упражнения на основе
фонетической ритмики

- картинки по темам (большие
и маленькие)
- лото «профессии,
инструменты, овощи,
фрукты»
-тематический словарь в
картинках:
- фрукты, овощи
- одежда, обувь
- посуда, продукты питания
- домашние, дикие
животные
- профессии
- грибы, ягоды
- игрушки
- игра «Магазин»
- разрезные картинки-слова
- игра «Веселый зоопарк»
- игра «Необычный дом»
- игра «Веселый поезд»
- шнуровки (сыр, ботинок,
круги)
- нанизывание бусин
- пособие «Застегни
пуговицы»
- лекала «Радуга»
- игра –обводка
«Вращающийся диск»
- мозаики, пазлы

Раздел
«Развитие
артикуляционной
моторики»

1. В. Буйко. Речевая моторика. Речевое
дыхание. Дикция.
2. Артикуляционная гимнастика в картинках
3. Игры на дыхание (поддувалочки)

Раздел
«Развитие связной
речи»

1. Т.А. Ткаченко. Фонетические рассказы с
картинками на звуки.
2. Каше. Сюжетные картинки
3. Оморокова. Бочкарева. Сюжетные
картинки по развитию речи
4. Васильева. Сюжетные картинки по
развитию речи 1 класс
5. Гербова. Картины по развитию речи детей
старшего дошкольного возраста
6. Сказки и т.д.
1.Гризик, Тимощук «Развитие речи детей 5-6 лет»
«Развитие речи детей 6-7 лет»
2.Программа обучения дошкольников грамоте
по методикам Эльконина, Журовой, Дуровой.
3.В.П. Коносинская. Л.Е. Лигостаева.
Обучение дошкольников грамоте.

Раздел
«Обучение грамоте»

- артикуляционная
гимнастика в картинках
- игры на дыхание,
поддувалочки
- Оморокова «Сюжетные
картинки
- Васильева «Сюжетные
картинки»
- сказки в картинках
- серии сюжетных картин
- Каше «Сюжетные картины»

- пособие «окошечки»
- кассы
- азбука на магнитах
- картины-схемы для
звукового анализа

Принята Педагогическим советом
протокол № 1 от 01 сентября 2023 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».